Через украинский порт "Октябрьск" в Николаевской области, вероятно, осуществлялись поставки оружия для режима Башара Асада в Сирии. Об этом пишет The Washington Post со ссылкой на исследование неправительственной организации C4ADS.

Авторы исследования связывают некоторые крупные суда, которые заходили в этот порт, с сетью бизнесменов и компаний, которые имеют связь с высокопоставленными чиновниками в России и Украине.

Главное подозрение, на которое ссылаются авторы исследования, - это пробелы в данных транспондера - устройства, фиксирующего движение судна.

"Пробелы в данных транспондера являются относительно недавним явлением. При этом оно совпадает с международной критикой России на предмет ее помощи своему давнему сирийскому союзнику, несмотря на тяжелые репрессии со стороны этого правительства против мирного населения", - пишет издание, ссылаясь на автора доклада.

В исследовании отмечается, что "деклараций судового груза или спутниковых фотографий, доказывающих, что суда перевозили оружие", не имеется, а "данные по судоходным перевозкам не всегда совершенны". Тем не менее, отмечается, что аналогичные пробелы были зафиксированы, когда судно Ocean Fortune (именно его подозревают в перевозке оружия в Сирию) и его дочерне суда доставляли тяжелое оружие венесуэльском лидеру Уго Чавесу.

Украинская судоходная компания Kaalbye Group, владеющая судном Ocean Fortune, признала в одном из своих писем исследователям, что одно из ее судов - Ocean Voyage - ходило в Сирию в прошлом году, чтобы отвезти "груз двойного назначения" , который был юридически разрешен правилами Международной морской организации. Но заявили, что больше ни одно из судов не посещало сирийские порты.

"Несмотря на то, что порт принадлежит Украине, функционально "Октябрьск" контролируется Россией", - пишет издание.

Как пишет The Washington Post, порт "Октябрьск" является малоизвестным портом по той причине, что "в течение почти всего времени своего существования он был сверхсекретной военно-морской базой, ключевым звеном сети военных поставок для Советского Союза и его союзников во всем мире".

По данным C4ADS, украинский порт является центром мощной международной сети торговли оружием, через который Украина и Россия связаны с широким спектром клиентов во всем мире. В отчете указывается, что "Октябрьск" является исходной точкой для поставок оружия в несколько десятков стран, среди которых Судан, Демократическая Республика Конго, Мьянма, Венесуэла, Китай, Ангола и Иран.

"Несмотря на то, что порт принадлежит Украине, функционально "Октябрьск" контролируется Россией", - пишет издание. По данным C4ADS,  им руководит бывший русский морской капитан, а владеет бизнес-магнат с близкими связями с Кремлем. "Основные российские экспортеры оружия имеют свои офисы там" , - пишет издание.

Показательно, что авторы исследования называют украинские и российские судоходные и логистические компании "Одесской сетью".

Ключевым игроком сети, согласно информации C4ADS , является уже упомянутая компания Kaalbye Group.

"Старшие менеджеры компании имеют профессиональные и бизнес-связи со служащими на высших уровнях российского и украинского правительств и оружейной промышленности, что подтверждается на сайте компании и в коммерческих сообщениях. Один из соучредителей, Игорь Урбанский, был заместителем министра транспорта в Украине. Другой соучредитель, Борис Коган, является членом правления "РТ - Логистика", дочерней компании крупного индустриального консорциума, находящегося в государственной собственности России и включающего также "Рособоронэкспорт" - крупнейшую российскую фирму, занимающуюся военным экспортом. Консорциум возглавляет Сергей Чемезов, близкий соратник Путина", - пишет издание.

База данных транспондера, собранная C4ADS, свидетельствует, что "Октябрьск" был самым популярным местом прибытия тех судов сирийских собственников, которые курсировали в регионе портов России и Украины. Несколько сирийских грузовых судов сделали десяток или более двухсторонних рейсов между "Октябрьском" и одним из трех главных сирийских портов в январе 2012-го и середине 2013 года, утверждают аналитики. "С данных отчетов о транспортировке нельзя сказать, перевозили ли суда военный или "более невинный" груз", - говорится в публикации.

По информации C4ADS, флот в семь грузовых судов компании Kaalbye перевозил грузы из порта "Октябрьск" в течение последних 18 месяцев, а дальше - как в случае с Ocean Fortune - эти суда исчезали из не менее трех мировых баз данных, фиксирующих данные с транспондеров для международного судоходства.

"Исследование дает достаточно веские доказательства для подтверждения того,  что эти суда и компании поставляют оружие режиму Асада. В пользу этого факта свидетельствует и то, что публично подтвержденные поставки оружия также проводились членами этой сети", - резюмируется в отчете.

Напомним, как писал портал ЦТС, в августе СМИ обвинили авиакомпании под флагом Украины в перевозке оружия в Сирию.

russian-arms-to-Syrian-regime