Главным фактором жизнеспособности Южной железной дороги Армении (Иран-Армения) должен стать транзит иранской нефти в Европу. Об этом говорится в заключении Минфина Армении по концепту железной дороги, за который отвечает Минтранс страны, передает Кавказ Онлайн.
Как отмечается в проектно-сметной документации железной дороги, 80% ее перевозок с юга на север должен составлять транзит 30% иранской нефти в Европу. Тем не менее, предварительные договоренности с иранской стороной о поставках пока не достигнуты. Кроме того, пока неясно, останется ли этот объем стабильным на многие годы. К примеру, в 2011 году Европа импортировала только 18% иранской нефти.
В то же время, при проработке маршрута дороги (из Сюникской области на юге Армении к берегу Севана) не учтены маршруты перевозки металлической руды из месторождений юга - в том числе медного и молибденового концентратов с крупнейшего в Армении Зангезурского месторождения. Молибденовые концентраты перерабатываются в ферромолибден в Ереване, поэтому необходимо решить, насколько оправданно строить дорогу в обход столицы, отмечает Минфин.
Как ранее заявил изданию news.am глава Дирекции строительства железной дороги Ашот Шахназарян, срок строительства составит 6 лет, окупаемость - 28 лет, эксплуатация - 50 лет. Ожидаемое начало работ - первый квартал 2015 года. Стоимость строительства может составить около 3,5 млрд долларов.
Предположительно армянская часть железной дороги Иран-Армения будет длиной в 316 км и пройдет от иранской границы (Мегри) до города Гагарин недалеко от озера Севан, откуда ее соединят с действующей железной дорогой. Инвесторы в проект пока полностью не определены.