Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA) разрабатывает концепцию новой кабины экипажа для будущих самолетов, в которой будет место только для командира воздушного судна. Второе кресло будет расположено на земле - его займет оператор, выполняющий функции либо так называемого супердиспетчера, либо второго пилота. Об этом сообщает ato.ru со ссылкой на Aviation Week.

Проводимые в этом направлении исследования, вокруг которых ведутся жаркие политические и общественные дискуссии, способные перевесить все технические проблемы, в настоящее время уже не похожи на научную фантастику - в отличие от того, что было всего лишь три года назад, пишет Aviation Week.

На данный момент в исследовательском центре NASA им. Дж. Эймса (Ames Research Center) идет третий этап исследований (SPO-3) программы, которая стартовала в 2011 году. Проект получил новый импульс в мае 2014 года, когда исследовательский центр заключил с коммерческими фирмами - во главе с Rockwell Collins, специализирующейся на производстве авионики и средств передачи данных - годовой контракт на дальнейшее развитие концепции.

Новая команда займется изучением ряда критических аспектов, в числе которых состав экипажа, управление ресурсами на земле и в кабине экипажа, технологии физиологического мониторинга и автоматизация процессов и другое. Возможно, уже через пять лет новая концепция будет испытана непосредственно на самолете. Кроме того, Rockwell Collins намерена экспериментировать со своими технологиями речевого ввода и синтезирования речи для будущих рабочих станций.

В Boeing сообщили, что ряд грузовых авиакомпаний уже проявили интерес к концепции. При этом с технологической точки зрения производитель уже готов - задачу автономного полета решить могут. При этом считается, что в первую очередь концепция экипажа с одним пилотом будет востребована на пассажирских самолетах, выполняющих дальнемагистральные рейсы, где постоянно приходится использовать сменные экипажи.

Схожей позиции придерживается и Airbus. В 2012 году в ходе традиционного ежегодного мероприятия Airbus Innovation Days исполнительный вице-президент Airbus по стратегии и будущим программам Кристиан Шерер так ответил на вопрос о самолете с одним пилотом: "Наличие только одного пилота в кабине означает, что самолет способен выполнить любую фазу полета и весь полет в целом полностью в автоматическом режиме, то есть дополнительное дублирование со стороны второго члена экипажа не требуется. Технологически мы уже сейчас можем сделать самолет с одним пилотом, но готовы ли пассажиры полететь на самолете, в котором вообще нет пилотов? Сейчас пассажиры знают, что в случае проблемы с одним пилотом его подменит другой, однако едва ли они могут полностью довериться автоматическому самолету. Технический прогресс в этой области опережает развитие взглядов общества, но постепенно - например, через грузовые авиаперевозки - общество может свыкнуться с идеей самолета с одним пилотом, способного летать автоматически. Безусловно, переход на подобные самолеты позволил бы авиакомпаниям существенно сократить расходы и снизить цены на авиабилеты".