Глобальные изменения на рынке внешней торговли нефтью привели к удлинению маршрутов морских поставок, что, в свою очередь, может вызвать повышение стоимости фрахта танкеров и рост заказов на их постройку, пишет The Wall Street Journal, передает Интерфакс-Украина.
По данным DNB Bank, среднее расстояние, которое в 2013 году проходили супертанкеры, способные перевозить около 2,1 млн баррелей нефти, составило 7,5 тыс. морских миль, или около трети длины экватора Земли. С 2010 года этот показатель вырос на 9%.
Во многом данные изменения обусловлены сланцевой революцией в США, из-за чего страна стала импортировать меньше топлива, и ее поставщики - страны Латинской Америки и Западной Африки - ищут новых клиентов в Азии.
"Маршрут из Западной Африки в Китай в три раза длиннее, чем до США", - говорит аналитик банка Петтер Хаугенсед. По его мнению, именно это стало основным фактором увеличения средней протяженности маршрутов.
Тем временем министерство энергетики США прогнозирует дальнейшее снижение участия страны в мировой нефтяной торговле. По ожиданиям министерства, в 2014 году Китай ввезет из-за рубежа 6,6 млн баррелей нефти в сутки и станет крупнейшим импортером в мире, обойдя США с показателем в 5,5 млн баррелей в сутки.
Международное энергетическое агентство (МЭА), тем временем, прогнозирует сокращение доли США на мировом рынке нефти с 27% до 15% к 2035 году.
На фоне увеличения протяженности маршрутов перевозки нефти судостроительные компании подняли расценки на крупнотоннажные танкеры на 10% в связи с ростом заказов, отмечает аналитик IHS Maritime Роберт Уилмингтон.
Изменение характера международных поставок нефти можно проследить на примере Китая и Индии. В 2013 году объем закупок нефти Китаем у крупнейших поставщиков, включая Саудовскую Аравию и Кувейт, остался на уровне предыдущего года или снизился, тогда как поставки из Западной Африки, в частности, из Республики Конго, подскочили на 32%. В Индии доля закупок нефти из стран Латинской Америки в минувшем году выросла с 10% до 20%.