После введения прямых платежей из доходов портов Латвии в госбюджет выполнение утвержденных законодательством портовых функций теперь придется оплачивать за счет государства (также из бюджет). К такому выводу пришло Министерство сообщений Латвии, оценив деятельность управлений латвийских и эстонских портов, а также модели их финансирования, передает The Baltic Course.
Министерство указывает, что модель финансирования латвийских и эстонских портов значительно отличается. Так, например, в Эстонии государство не только обеспечивает осуществление портовых функций из государственных средств, порты также получают государственную дотацию. В Латвии выполнение оговоренных законом портовых функций оплачивают латвийские Управления порта из своих средств.
Общие затраты Рижского, Вентспилского и Лиепайского Управлений порта на такие функции как средства навигации, служба Капитана порта, защита окружающей среды, зимняя навигация, портовая полиция и других функции, в том числе выполнение дноуглубительных работ, в 2012 году составили 24,8 млн латов (46,5 млн долларов по текущему курсу).
В свою очередь, в Эстонии выполнение данных функций обеспечивает Морская администрация Эстонии и Пограничная служба Эстонии, деятельность которых финансируется из госбюджета. Так, в 2011 и 2012 годах эстонский порт Tallinna Sadam получил дотации из госбюджета в объеме 12,65 млн латов (23,7 млн долларов).
Таким образом, Министерство сообщений Латвии возражает против введения отдельных, новых платежей, которые должны платить порты, без пересмотра общей модели их финансирования, и указывает, что введение дополнительных платежей будет угрожать качественному выполнению портовых функций, а также конкурентоспособности порта, в том числе сокращая количество средств, направляемых на инвестиции.
Министр сообщений Анрийс Матисс допускает, что введение портовой пошлины и оплата государством выполнения портовых функций может вызвать негативное влияние на госбюджет. Министр призывает не принимать поспешных решений, которые приведут к снижению грузооборота не только портов, но и Латвийской железной дороги (LDz).