С падением погрузки консолидация железнодорожных грузовых перевозок усилилась: теперь 10 крупнейших операторов перевозят 60% грузов. Это следует из данных рейтинга Rail Russia Top, подготовленного агентством "Infoline-аналитика", передают Ведомости.
Если в 2013 году на 10 крупнейших операторов приходилось только 54% всех грузоперевозок, то по итогам первого квартала - почти 60%. При этом погрузка на сети РЖД в первом квартале осталась на уровне 2013 года - 293,9 млн тонн, по итогам прошлого года снизилась на 2,8% до 1,2 млрд тонн.
Обострилась конкуренция операторов за груз. Небольшим операторам, не обеспеченным грузовой базой, пришлось уйти с рынка. В то же время крупные компании в 2012-2013 гг. скупали кэптивных операторов и заключали долгосрочные контракты с их продавцами: UCL Rail купила у "Северстали" "Стальтранс», "Нефтетранссервис" у Evraz - "Евразтранс", Globaltrans у ММК - "ММК транс" и у "Металлоинвеста" - "Металлоинвест-транс". Консолидировать рынок начали и другие операторы: "СГ-транс", РТК, "УВЗ-логистик". Объем перевозок последней в первом квартале вырос в два с половиной раза по отношению к 2013 году - до 6 млн тонн.
Грузоотправителям консолидация на руку, считает топ-менеджер одной из промышленных компаний. Крупный оператор профессиональнее управляет парком, чем мелкий, - из-за этого издержки грузоотправителя на перевозки снижаются (экономия может доходить до 100 рублей в сутки на вагон), отмечает он.