Федеральная антимонопольная служба (ФАС) 7 марта возбудила дело в отношении властей Кемеровской области, РЖД и еще 12 железнодорожных операторов за ограничения на рынке перевозок угля. Об этом пишет Коммерсантъ со ссылкой на источник в ФАС.
Антимонопольная служба хочет разобраться в схеме, по которой вывозить уголь из Кузбасса сейчас разрешено лишь узкому кругу крупных транспортных компаний. Если в 2011 году в регионе работало 200 операторов, то сейчас 16.
Но по данным РЖД, многие из двух сотен операторов ставили в Кузбассе порожние вагоны, дожидаясь выгодного заказа на погрузку, тем самым забивая инфраструктуру. За 2011 год количество полувагонов, простаивающих на дороге без грузовых операций более пяти суток, увеличилось на 64%. В результате к осени 2011 года в Кузбассе наблюдался транспортный коллапс.
При избытке вагонов суточная погрузка в октябре 2011 года составляла лишь чуть более 7 тыс. вагонов при плане в 7,8 тыс. За два месяца остатки на складах угольных предприятий выросли с 10,6 млн до 12,9 млн тонн.
В октябре 2011 года глава региона Аман Тулеев пожаловался на ситуацию тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву. В результате был разработан новый порядок вывоза угля. Областные власти отобрали 12 крупных операторов, позднее к ним добавились еще четыре.
В РЖД претензии ФАС считают необоснованными, так как провели оптимизацию погрузочного процесса во избежание пробок на железной дороге. Вместе с тем, по мнению главы некоммерческого партнерства операторов ж/д подвижного состава (в него входят в основном некрупные операторы) Ольги Лукьяновой, доказательств того, что действующая система более эффективна, чем прежняя, пока нет. "В первом полугодии 2012 года в некоторые месяцы погрузка была даже ниже, чем в аналогичном периоде 2011 года, когда еще не была отобрана дюжина операторов", - говорит эксперт.