Железнодорожная линия на границе Воронежской и Ростовской областей, которую РФ планирует проложить в обход Украины, пройдет на расстоянии от 5 до 20 км от границы с ней, пишет Интерфакс-Украина.
"Для обеспечения должного уровня транспортной безопасности планируется строительство "дальнего обхода" с точками примыкания на станциях Журавка и Миллерово протяженностью 136,9 км ", - говорится в пояснительной записке к проекту финансового плана ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) на ближайшую трехлетку (с документом ознакомился "Интерфакс"). Компания отмечает, что этот вариант обхода является "оптимальным".
Между Россошью (Воронежская обл.) и Чертково (Ростовская обл.) граница имеет зигзагообразную форму, из-за чего главный грузопассажирский ход Москва-Ростов транспортного коридора "Север-Юг" пересекает ее в четырех местах. На протяжении почти 21 км линия проходит по территории Украины. При этом на участке - интенсивное движение (33 пары грузовых, 55 пар пассажирских и 6 пар пригородных поездов в сутки), а параллельный железнодорожный ход, расположенный восточнее, уже загружен более 80%, говорится в документе.
"В случае безальтернативной постановки Украиной вопроса о государственном контроле грузов и пассажиров, перемещаемых по двум ее транзитным участкам с территории России и обратно, возникает необходимость строительства железнодорожных пунктов пропуска (ЖДПП) в местах приема-передачи поездов", - отмечает монополия, указывая, что станции Гартмашевка и Зориновка не имеют инфраструктуры для таможенных и пограничных операций. ЖДПП должны, помимо прочего, включать объекты фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного контроля.
При этом, по оценкам РЖД, задержки поездов в ожидании пограничных операций в каждом из пунктов только на российской стороне ориентировочно составят 4 часа для грузового состава и 1 час - для пассажирского. Это снизит пропускную способность направления, приведет к финансовым потерям ж/д операторов и государства. Кроме того, необходимо будет строить буферные станции. Чтобы не допустить негативных последствий монополия предложила построить обход.
Проект инвестиционного бюджета РЖД предполагают, что на прокладку линии в 2015-2017 гг. будет направлено 56,6 млрд руб. (в том числе 7 млрд руб. - в 2015 г., 18,5 млрд руб. - в 2016 г. и 31,1 млрд руб. - в 2017 г.) "при условии выделения средств государственной поддержки" через выкуп дополнительной эмиссии акций компании. В ходе подготовки федерального бюджета на ближайшие 3 года эти средства закладывались в проекте. В пятницу он был принят Государственной думой в третьем чтении и отправлен в Совет Федерации. При этом, в случае утверждения варианта инвестиционной программы с учетом "обхода Украины", CAPEX РЖД в 2015 г. составит 396,8 млрд руб., в 2016 г. - 497,35 млрд руб. и в 2017 г. - 504,9 млрд руб. вместо ранее утвержденных советом директоров 389,8 млрд руб., 478,8 млрд руб. и 473,7 млрд руб., соответственно.
Вопрос о строительстве "обхода" Украины минувшей весной актуализировал первый вице-президент РЖД Вадим Морозов. "Некогда у нас звучал проект Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск. И мы (с министерством транспорта РФ - ИФ) его смотрели как ускорение и спрямление на юг. Но, вероятно, нам придется сделать там один участок из этого проекта более быстро - это Журавка-Чертково. Это очень важная работа, чтобы иметь устойчивое, уверенное и ни от кого не зависящее движение в южном направлении", - заявлял топ-менеджер в марте на расширенной коллегии Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ, отмечая, что с этим ведомством уже формируется заявка на 2015-2017 гг., а проект оценивается в 45-60 млрд руб.
Между тем, на минувшей неделе президент РЖД Владимир Якунин заявил, что в настоящее время угрозы пассажирам нет и на действующем участке железной дороги.
Ранее Россия уже просила Украину передать приграничные территории в Луганской области, по которым транзитом проходит линия Россошь-Миллерово. В связи с этим Российско-украинской демаркационной комиссии было предложено перераспределить приграничные территории так, чтобы эти участки находились на территории России. РЖД в 2012 г. сообщали, что "приветствовали бы принятие уполномоченными органами России и Украины взаимовыгодного решения имущественной проблемы в соответствии с международным правом". Тогда двусторонняя межведомственная группа работала над проектом межправительственного соглашения об условиях передачи прав на объекты железнодорожной инфраструктуры, которые будут признаны собственностью Украины.