В конце прошлого года РЖД утвердила Единую сетевую технологию перевозок (ЕСТП, копия документа есть у «Ведомостей»). По ней грузоотправитель должен в своей заявке на отправку грузов в течение месяца указывать ежедневный объем отгрузки и представлять перевозчику такой график за 40 дней. До нового года порядок подачи заявок был уведомительным (РЖД называет его непрерывным), пишут "Ведомости".
Грузоотправители недовольны новым регламентом. «Применение на сети российских железных дорог технологии календарного планирования не соответствует действующему законодательству», — говорится в распространенном вчера заявлении НП сталелитейных компаний «Русская сталь». А Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) еще в середине февраля обратилась в Минтранс, ФАС и РЖД с просьбой сохранить прежний порядок согласования заявок на перевозку, говорится в письмах исполнительного директора ассоциации Игоря Калужского. Ответов от РЖД, Минтранса и ФАС пока нет, уверяет источник, близкий к РАПУ.
При поставках на внутренний рынок отгрузки выполняются по факту получения отплаты за поставленную продукцию — это не дает возможности планировать объемы и направления отгрузок, пишет Калужский. Из-за этого планирование перевозок после введения ЕСТП осуществляется наугад, а это не способствует повышению плановости перевозок, отмечает он. У представителя РЖД иное мнение: переход от непрерывного приема заявок к месячному планированию позволит РЖД «более эффективно» управлять вагонами, а также «повысить дисциплину грузовладельцев и операторов». ЕСТП носит рекомендательный характер: заявки продолжают приниматься в том числе и в прежнем порядке, подчеркивает он.
Недовольны ЕСТП и железнодорожные операторы. Календарное планирование отгрузок «не соответствует реальным возможностям экономики», говорится в письме председателя президиума НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Сергея Мальцева первому вице-президенту РЖД Вадиму Морозову. Кроме того, ЕСТП наделяет РЖД правом распоряжаться вагонами операторов: если нет заявки на погрузку, РЖД может самостоятельно отправить вагон на станцию приписки. Существует риск злоупотребления этим правом в пользу вагонов парка РЖД (ВСП), отмечает Мальцев.
Как на обращения грузоотправителей отреагировали чиновники, не известно. От представителей Минтранса и ФАС получить комментарии вчера не удалось.