Ассоциация с ЕС даст украинским зерноторговым компаниям возможность укрепить свои позиции на европейском рынке и стимулирует новый виток развития зерновой отрасли за счет доступа к более дешевым кредитам и высокотехнологическому оборудованию. Такое мнение выразил начальник отдела АПК ГП "Укрвнешинформ" Александр Одосий, передает Дело.

Читайте также Миллиард на зерновозы: что сдерживает амбиции Украины на рынке экспорта зерна

По его словам, агропромышленная отрасль является одной из наиболее сильных отраслей украинской экономики и украинские аграрии более других готовы к подписанию Ассоциации с ЕС. "В последние годы поставки зерна в ЕС были достаточно большими - около 4,1 млн тонн в 2011 году, 7,8 млн тонн в 2012-м, около 4 млн тонн в первом полугодии 2013 года. Главным конкурентным преимуществом зерновой отрасли Украины является более низкая себестоимость и наличие хорошей инфраструктуры", - отметил Одосий.

По его словам, перед украинскими экспортерами открываются большие возможности по поставкам фуражной группы зерновых. Евросоюз является одним из крупнейших в мире производителей и поставщиков зерновых культур, конкурируя с такими странами как США, Бразилия, Аргентина, Австралия, Канада, Россия, и Украина. Однако ЕС, в основном, экспортирует продовольственную пшеницу и ячмень, при этом импортируя кукурузу и масличные культуры.

"Стоит отметить, что в проекте, касающемся квот, прописано, что квота на данную группу продукции включает в себя также группу 11 УКТ ВЭД - продукты переработки зерновых. То есть, квота в размере 950 тыс. тонн (1 млн тонн через 5 лет) распространяется, как на экспорт пшеницы, так и муки. Именно это дает определенные преференции украинским производителям. Ведь экспорт муки, как товара с большей добавленной стоимостью более выгоден. Достаточно сравнить - при текущей цене на мукомольную пшеницу на базисе FOB - порты Черного и Азовского морей в 245-255 долларов/тонна, стоимость муки на тех же условиях оценивается в 300-320 долларов/тонна", - отметил эксперт.

Одосий также выразил уверенность, что Украина способна увеличить урожай зерновых до 100 млн тонн. Для этого необходимо повысить качество инфраструктуры и увеличить ее пропускную способность. "В 2012 году в Украине насчитывалось более 750 сертифицированных зерновых складов общим объемом до 33 млн тонн одновременного хранения. Другие зернохранилища, вместимость которых оценивается на уровне 15-16 млн тонн, или не могут обеспечить качественные условия хранения, или не имеют современного технического оснащения для долгосрочного сохранения зерна. То есть, даже при урожае зерна в текущем году на уровне 58-62 млн и масличных культур на уровне 12-13 млн (вместе более 71 млн тонн) ощущается дефицит складских мощностей", - отметил Одосий.

Кроме того, необходимо развивать обрабатывающие мощности в украинских портах. По слова эксперта, сегодня порты могут переваливать порядка 35 млн тонн зерна в год, что является достаточным при сегодняшнем экспортном потенциале в 28-30 млн тонн. Но в случае увеличения экспорта до 40-50 млн тонн, потребуются инвестиции для наращивания пропускных мощностей украинских портов на 25-40%.

Третьим важным вопросом, требующим решения, по мнению эксперта, является транспортная система. "Сегодня в Украине насчитывается порядка 10,8 тыс. зерновозов, из которых 1,5-1,7 тыс. находятся в аренде в странах СНГ и порядка 1,5-1,6 - на плановых ремонтах. Для внутреннего рынка остается менее 8 тыс. вагонов-зерновозов. Если в ближайшие годы в Украине не будут закупаться или строиться вагоны данного типа, а ежегодно из оборота будут изыматься около 500 старых вагонов, то можно прогнозировать, что к 2020 году в Украине не останется данного вагонного парка", - заявил Одосий.