Горнодобывающим компаниям не хватает "легких денег" из-за неэффективного управления оборотным капиталом. Такой вывод содержится в новом отчете компании EY "Деньги, зарытые в землю: управление оборотным капиталом в горнодобывающей отрасли" (Cash in the ground: working capital management in the mining sector), который вышел 9 февраля, передает Металлоснабжение и сбыт.
В рамках исследования EY проанализировала эффективность управления оборотным капиталом в 80 крупнейших горнодобывающих компаниях мира. Несмотря на положительные изменения в данной сфере в период с 2007 по 2011 годы, с 2011 года эффективность управления неуклонно снижается, говорится в отчете.
"В целом компании горнодобывающей отрасли откровенно плохо управляют оборотным капиталом. Они буквально зарывают деньги в землю. Большинство из них могли бы при желании за полтора года сократить оборотный капитал на 25-50%", - пишет Пол Митчелл, руководитель направления EY по консультированию компаний горнодобывающей и металлургической отраслей.
По словам Митчелла, падение прибыли, обязательства по выплате дивидендов и постоянное давление со стороны акционеров, призывающих к обратному выкупу акций, подталкивают компании возвращать "упущенный капитал". "В условиях падения доходов снижение оборотного капитала может стать конкурентным преимуществом и сыграть определяющую роль в успехе компании", - отмечат эксперт.
Согласно отчету, в 2013 году показатель оборачиваемости денежных средств (C2C) в горнодобывающей отрасли составлял 39 дней, тогда как в 2011 году - 38 дней (для сравнения: в нефтегазовой отрасли в 2013 году - это лишь 29 дней).
Анализ по отдельным сырьевым группам показал, что в 2011-2013 годах улучшили управление оборотным капиталом только компании, добывающие алюминий, цинк и медь.
В 2013 году показатель C2C в железорудных и угольных компаниях составлял 25 дней, тогда как в платиновых и никелевых компаниях было зафиксировано максимальное значение показателя - 95 дней. В середине "шкалы" оказались компании, занятые на рынке алюминия (37 дней), золота (48 дней) и меди (51 день).
Сложившаяся ситуация, которая усугубляется низкой производительностью, во многом является результатом многолетней стратегии компаний, проходившей под лозунгом "добыча любой ценой", отмечается в исследовании.
По словам Митчелла, существует два наиболее действенных способа оптимизации оборотного капитала - совершенствование процессов и изменение отношения к деньгам, начиная с генерального и финансового директоров и заканчивая рядовыми сотрудниками.