Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ) предлагает совершенствовать систему радиологического контроля грузов в пунктах пропуска через границу в морских портах, адаптировав ее под мировую практику и избавив от коррупционной составляющей. Федерация обратилась с такой инициативой в Минэкологии, где уже состоялось совещание по этому вопросу. Об этом сообщает пресс-служба ФРТУ.

В частности, предлагается автоматизировать систему радиологического контроля грузов. Так, осуществлять контроль предлагается в момент выгрузки контейнеров с судна с помощью специального устройства, который устанавливается на кран контейнерного перегружателя (спредер). Полученные данные в автоматическом режиме будут вноситься в Информсистему портового сообщества (ИСПС). Таким образом, при отсутствии превышения природного фона радиологический контроль будет считаться проведенным без участия экспедитора и экоинспектора.

"Предложенные изменения упростят выпуск грузов из пункта пропуска и сократят время контроля, устранят "человеческий фактор" - контакт экспедитора с экочиновником - а значит, почву для коррупции", - цитируется в пресс-релизе заместитель гендиректора ФРТУ Татьяна Титаренко.

Отмечается, что предложенный концепт реформирования поддержали присутствующие на совещании представители Мининфраструктуры, Госэкоинспекции, ряда бизнес-объединений - ассоциации Укрвнештранс, таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации, руководители экспедиторских компаний.

Кроме того, на совещании обсуждалась проблема с экологической декларацией груза. Несмотря на то, что перечень грузов, подлежащих досмотру, указан в постановлении Кабмина №1031, экологи в портах требуют декларацию на все виды грузов. "Также непонятно почему данная декларация предусмотрена приказом Минэкологии исключительно для морских пунктов пропуска. Поэтому мы предлагаем отменить требования в предоставлении данного документа для тех видов грузов, которые не указаны в постановлении Кабмина №1031", - заявил начальник стратегической службы Администрации морпортов (АМПУ) Вячеслав Вороной.

Следующее совещание состоится 31 марта в Госэкоинспекции. На нем будут обсуждаться механизмы внедрения одобренной концепции, а именно поправки в ряд подзаконных актов -Положение об экологическом контроле в пунктах пропуска, инструкцию по проведению радиационного контроля транспортных средств и грузов в пунктах пропуска и прочие.

Как отмечает ФРТУ, ранее ряд представителей экспедиторских компаний заявляли, что действующая система радиологического контроля грузов превратилась в отработанную схему вымогательства с бизнеса. Экспедиторы неоднократно называли запрашиваемые ставки взяток: 5 долларов за 20-футовый контейнер (TEU), 10 долларов - за 40-футовый (FEU).