Отгрузка российской нефти марки Urals на июнь в Северо-Западную Европу по Балтийскому морю снизилась на 18,3% по сравнению со средним уровнем в 2013 году. Поставки по Черному морю в средиземноморские европейские страны снизились на 10,7%. Об этом свидетельствуют данные Barclays, передают Ведомости со ссылкой на Financial Times.

По словам аналитиков, такое сильное снижение экспорта по сравнению с прошлогодним уровнем вызвано слабым спросом со стороны НПЗ в Европе. Они испытывают трудности из-за высоких издержек и низких цен на мазут и дизельное топливо. На прошлой неделе скидка на поставку нефти Urals в Северо-Западную Европу по сравнению с Brent увеличилась до 2,59 доллара за баррель.

В отчете Energy Aspects сказано, что произошло сочетание двух факторов. После окончания техобслуживания российских НПЗ на рынке появилось много дизтоплива и мазута, из-за чего цены на них упали. Кроме этого высокие цены на нефть могли вынудить европейские НПЗ снизить переработку.

Помимо этого отмечается, что в последние годы Россия увеличила экспорт нефти в Азию, где Китай стал перерабатывать больше нефти. Некоторые участники рынка связывают изменение направления экспорта с геополитической напряженностью между Россией и Западом из-за присоединения Крыма и ситуации в Украине. Но аналитик Barclays Мисвин Махеш полагает, что это скорее "структурный сдвиг" направления экспорта нефти, а не "тактический ход".

Экспорт российской нефти по нефтепроводу Восточная Сибирь - Тихий океан в Азию в июне увеличится на 7,5% по сравнению со средним уровнем 2013 года. Но добыча нефти в России почти не выросла. По оценкам Barclays, в 2013 году она была равна 10,88 млн баррелей в день, а в 2014 году должна вырасти до 10,97 млн баррелей в день. Поэтому увеличение поставок нефти на восточные рынки приведет к снижению экспорта по другим направлениям.

Кроме того, увеличился экспорт нефти из Ирака, Мексики и Колумбии в Европу. Обычно сорта нефти из Латинской Америки поставлялись в США. Но из-за сланцевого бума в этой стране поставщикам нефти пришлось искать альтернативных покупателей.