Вслед за Financial Times над “Газпромом” начинает каркать Bloomberg. Аналитики издания называют российскую монополию наиболее плохо управляемой корпорацией в мире и пророчат компании кончину, к которой она приведет себя сама, сообщает российское интернет-издание Slon.ru.
По мнению Bloomberg, в последнее десятилетие “Газпром” совершил “все мыслимые ошибки”:
За пять лет с 2008 года капитализация компании упала почти в пять раз — с $369 млрд до $83 млрд — и продолжает снижаться.
Причины плохого управления “Газпромом” в невероятной инертности, нежелании принимать новую информацию, коррупции и “необъяснимой надменности”. Менеджмент все еще работает по советской модели: когда монополии кажется, что потребители ведут себя плохо, она прекращает поставки. В результате покупатели отказываются от газпромовской продукции, обращаясь к альтернативным поставщикам.
В последние десять лет компания прохлопала три революции в собственной отрасли — экспансию сланцевого газа в США, глобальный бум СПГ и рост спроса в Китае.
Руководство монополии упустило из виду и значимость Евросоюза, который сейчас обвиняет ее в нечестном ценообразовании, привязывающем цены на газ к нефтяным тарифам. Если ЕС вынесет решение не в пользу “Газпрома”, последнему грозят штрафы в миллиарды евро. Кроме того, Евросоюз запрещает одной компании и владеть трубопроводом, и продавать газ — это, вероятно, заставит “Газпром” продать часть активов.
Из-за своих методов управления, высоких цен и политизированности российская монополия теряет долю и на европейском, и на постсоветском пространстве.
Все это говорит о некомпетентности, но больше прочего акционеров раздражают царящие в компании расточительство и коррупция. По оценке Сбербанка, на добычу газа компании требуется $11 млрд в год, однако в 2011 году ее капитальные расходы возросли с запланированных $27 млрд до $53 млрд, а в прошлом году остановились на $43 млрд. Аналитики предполагают, что две трети этих “лишних” трат объясняются коррупцией, а остальная часть — “расточительными чрезмерными инвестициями”.
Вместо того чтобы урезать капитальные расходы, Путин предлагает госкомпании все более дорогостоящие проекты.
Президент Путин не признает существования кризиса “Газпрома” и продолжает поддерживать Алексея Миллера, пишет Bloomberg. Это серьезно не только потому, что речь идет о крупнейшей компании на российском рынке, но и потому, что Путин и есть ее реальный управляющий. Так что куда идет “Газпром”, туда идет вся Россия вместе с путинским правительством. Однако в ближайшее время вклад газового и нефтяного секторов в бюджет страны упадет, и это — повод для беспокойства Владимира Владимировича: сокращение поступлений может заставить Кремль пересмотреть экономическую политику.
Но нет худа без добра, вносит издание нотку оптимизма: став “слишком коррумпированным, чтобы работать, “Газпром” погубил сам себя”. В этом есть и плюс: газовая монополия перестанет задавать тон политической жизни России, и страна станет меньше зависеть от сырья.