Крупнейший в Украине агрохолдинг "Укрлэндфарминг" намерен найти партнера, который бы обеспечил финансирование проекта строительства зернового терминала мощностью 3-5 млн тонн в год на принадлежащем холдингу земельном участке в 68,6 га в Малом Аджалыкском лимане в районе порта Южный (Одесская область). Об этом заявил владелец "Укрлэндфарминга" Олег Бахматюк журналистам в Киеве в пятницу, передает Интерфакс-Украина.

"В этот проект мы не будем идти без партнера", - сказал владелец "Укрлэндфарминга".

По его словам, стоимость такого терминала может составить 700-800 млн долларов, и такая сумма инвестиций является слишком большой для "Укрлэндфарминга": взносом компании будет земля и гарантированная загрузка значительной доли мощностей.

Владелец компании уточнил, что реализовать проект можно в два этапа: на первом мощность терминала составит 3 млн тонн, а на втором - будет увеличена до 5 млн тонн.

Согласно оценкам Бахматюка, проект строительства терминала может быть реализован к 2016 году. В качестве наиболее вероятных партнеров он указал китайские или сингапурские компании.

"Строительство портового терминала - это приоритет №1", - подчеркнул владелец "Укрлэндфарминга", напомнив о выбранной стратегии стать глобальным игроком на рынке зерновых.

По его оценке, в ближайшие годы с ростом урожая зерновых Украина будет испытывать острый дефицит портовых мощностей по отгрузке зерна на экспорт, оцениваемый в 15-17 млн тонн.

Комментируя планы строительства трех элеваторов по 300 тыс. тонн, он уточнил, что этот проект оценивается в 170-180 млн долларов, будет осуществлен без привлечения партнеров и его планируется полностью реализовать весной 2014 года.

Бахматюк также добавил, что "Укрлэндфарминг" заинтересован наращивать возможности по транспортировке урожая, прежде всего путем покупки автомобилей для доставки его в собственные элеваторы, однако в последующем может рассмотреть возможность приобретения вагонов-зерновозов, парк которых в стране сокращается.

Аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Товстопят прокомментировал планы "Укрлэндфарминга".

"При условии высокой приоритетности этого проекта для холдинга, и при наличии ресурсов для его финансирования, строительство первой очереди терминала можно осуществить в сжатые сроки (на возведение силосов потребуется около полугода). Согласование документации и строительство выносного причала и ж/д ветки сложно спрогнозировать. В любом случае, при параллельном запуске всех стадий работ, UkrLandFarming если не в новом сезоне, то в 2014/15 маркетинговом году, сможет экспортировать свое зерно собственными силами", - отметил Товстопят.

По его словам, земельного участка необходимого размера с выходом непосредственно к кромке воды в порту Южный нет. В связи с этим, он допускает, что компании придется строить терминал по аналогии с терминалом "Бориваж", элеваторы которого находятся на возвышенности, а транспортировщики доставляют зерно на выносной причал, который находится на расстоянии от берега. "Бориваж", разместившись на участке около 15 га, имеет мощности хранения в 120 тыс. тонн и годовую мощность перевалки в 2 млн тонн.

"Мы предполагаем, что первая очередь терминала может быть соизмерима с мощностями "Бориважа". Такие мощности позволят холдингу полностью покрыть нужды в перевалке зерна собственного производства. Размер земельного участка позволяет планирование второй очереди терминала с расширением портового элеватора до 240 тыс. тонн и общей перевалки до 4 млн тонн в год", - считает эксперт.

Между тем, существенным ограничением, которое придется решить, является необходимость подвода железнодорожной ветки, способной обеспечить новые объемы перевалки.

Напомним, "Укрлэндфарминг", по данным Бахматюка, является крупнейшим агрохолдингом в Евразии, занимается выращиванием зерновых, производством яиц и яичных продуктов, сахара, выращиванием крупного рогатого скота, дистрибуцией техники, удобрений и семян.

Земельный банк холдинга на начало этого года составлял 532 тыс. га. В прошлом году он собрал 1,933 млн тонн зерновых, в том числе 1,397 млн тонн кукурузы, 409 тыс. тонн пшеницы и 84 тыс. тонн ячменя. "Укрлэндфарминг" планирует увеличить урожай в ближайшие два-три года до 2,7-2,8 млн тонн, а за пять лет - до 3,7-3,8 млн тонн, делая основной упор на кукурузу.

"Укрлэндфарминг" в 2012 году увеличил выручку на 40,6% до 1,889 млрд долларов, его EBITDA сократилась на 3,3% до 791,5 млн долларов, а чистая прибыль - на 8,6% до 541,58 млн долларов. Доля экспорта в выручке в прошлом году достигла 26,5% по сравнению с 8,9% годом ранее.