Совет директоров порта Ванино утвердил списки кандидатов в новый состав для избрания на годовом собрании акционеров - на девять мест претендуют девять человек. Среди них сотрудники "Мечела" и его структур, а также два партнера адвокатского бюро "Линия права", которым предложено стать независимыми директорами. От кого исходило предложение включить их в состав директоров неясно, однако стало известно о том, какой интерес имеет к Ванино РЖД, пишет Коммерсантъ.
Напомним, после покупки за 512 млн долларов у государства 73,3% обыкновенных акций Ванино (55% уставного капитала) "Мечел" тут же перепродал их кипрским офшорам, оставив себе лишь 1,5%. Еще до приватизационной сделки на рынке ходили слухи, что у "Мечела" недостаточно денег и порт он купит с помощью партнеров. Потенциальными участниками назывались STX и Posco, а также структуры, близкие к РЖД.
20 февраля высокопоставленный источник в РЖД подтвердил газете, что монополия все-таки примет участие в развитии Ванино и поможет Игорю Зюзину (владелец "Мечела") с финансированием покупки порта. Речь идет о сумме в более чем 5 млрд рублей (166 млн долларов).
Собеседник рассказал, что "предварительные договоренности были достигнуты еще до приватизации". Непосредственным куратором проекта является вице-президент РЖД Вадим Михайлов. Отмечается, что РЖД точно не будет участвовать в акционерном капитале порта - эта идея обсуждалась лишь на ранних этапах проработки. Монополия заинтересована в развитии порта, в том числе с точки зрения возможного роста доходности от перевозок грузов "Мечела".
Схем финансирования может быть несколько, но наиболее вероятная - авансовая, под рост грузопотоков "Мечела". Источники газеты уверяют, что за всеми офшорами наверняка стоят исключительно структуры Игоря Зюзина, а конечными бенефициарами являются физлица. Но часть акций заложена по займам перед партнерами, среди которых, по мнению собеседников, "действительно есть иностранные компании".
Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров согласен, что РЖД заинтересована в росте перевозок в порты и, соответственно, увеличении своей доходности. "Но все-таки монополия в первую очередь инфраструктурная компания, она должна развивать подходы к портам, а здесь скорее речь идет о преференциях в пользу конкретного грузоотправителя и завуалированной сделке по покупке доли в Ванино", - полагает эксперт.
Сложность схемы финансирования он объясняет тем, что "правительство не приветствует участие РЖД в таких сделках, поэтому монополия и не будет покупать акции".