Минобороны России планирует увеличить почти вдвое заказ на ульяновском авиазаводе "Авиастар" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК). Об этом пишут Ведомости со ссылкой на источники.

В октябре 2012 года министерство договорилось о строительстве 39 военно-транспортных Ил-76МД (Ил-476), теперь к ним добавится еще и 31 самолет-заправщик Ил-78. Каталожная стоимость каждого лайнера составляет около 3,5 млрд рублей (116,1 млн долларов). В общей сложности завод получит от Минобороны заказы примерно на 280 млрд рублей (9,3 млрд долларов), говорит один из собеседников газеты.

Правда, платить по этим заказам министерство планирует не ранее 2017 года, причем в бюджете не предусмотрены средства на покупку самолетов. А заводу к этому времени нужно будет построить более 20 из 70 самолетов, уточнил источник. Деньги придется брать в госбанках, в частности в Сбербанке.

По словам источника, такая схема финансирования госзаказа активно применяется уже несколько лет: количество подобных кредитов уже давно превысило 0,5 трлн рублей.

Однако на производство самолетов в ближайшее время "Авиастару" потребуется около 1 млрд долларов, говорит близкий к ОАК источник. Увеличение кредитного портфеля автоматически делает нерентабельным производство. Но если контракт предусматривает гибкий график платежей для Минобороны, то для завода требования жесткие: при срыве контракта ему грозят серьезные судебные иски, которые министерство уже не раз выигрывало.

Заказ на производство Ил-76МД и Ил-78 - часть консолидированного заказа от госструктур, напоминает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Именно этот контракт чиновники называли спасением ульяновского "Авиастара", который из-за сворачивания ряда проектов (например Ту-204СМ) был под угрозой закрытия. Сейчас на фоне вынужденного сокращения уставного капитала ОАК на 30 млрд рублей завод втягивается в еще большую долговую яму, а контракты, призванные спасти авиапром, могут его окончательно разорить, предупреждает Гусаров.