Для повышения рентабельности высокоскоростной ж/д магистрали Москва-Екатеринбург (ВСМ-2), которая проектируется, разработчики предлагают пустить по ней также грузовые поезда. Правда, это замедлит скорость пассажирского движения в 1,5 раза, а грузовые перевозки принесут РЖД лишь дополнительные убытки, уверены эксперты. Об этом пишут Известия.

О том, что нужно организовать грузовое контейнерное сообщение по ВСМ-2, говорится в докладной записке Минэкономразвития, направленной в правительство. Речь идет только о легких составах со скоростью движения 150 км/ч. При этом скорость передвижения "профильных" для ВСМ-2 пассажирских поездов должна снизиться до 250 км/ч.

Первоначальные параметры проекта предусматривали, что при скорости 350-400 км/ч путешествие из столицы на Урал будет занимать восемь часов. 

В докладе Минэкономразвития говорится о предложении запустить 10 пар скоростных пассажирских поездов в сутки, 26 пар грузовых поездов при 40 парах высокоскоростных поездов. При таком количестве грузовых поездов по ВСМ-2 может идти поток в 1 млн контейнеров в год.

Руководитель департамента исследований ж/д транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук сомневается в жизнеспособности идеи. По его словам, для большинства грузоотправителей цена играет решающую роль, а перевозки по ВСМ-2 будут значительно дороже обычных расценок. При этом, износ полотна будет расти.

Напомним, стоимость строительства ВСМ-2 составляет 1,43 трлн рублей (47,6 млрд долларов). Еще 84,5 млрд (2,8 млрд долларов) потребуется на покупку специальных поездов. Это дороже, чем проведение Олимпиады-2014 (1,4 трлн рублей) и Чемпионата мира по футболу 2018 года (632,4 млрд рублей). Стоимость проекта сопоставима с ценой строительства самой протяженной в мире высокоскоростной магистрали Пекин-Гуанчжоу.

РЖД планировала построить трассу именно к футбольному первенству в России. Но расходы на проект пока не заложены ни в трехлетний бюджет, ни в инвестпрограмму РЖД. Ранее эксперты говорили, что привязка к ЧМ-2018 - единственный шанс РЖД реализовать проект, а глава компании Владимир Якунин заявлял, что для соблюдения сроков проект должен быть запущен уже в этом году.