Некоммерческое партнерство "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" (СОЖТ) разработало концепцию саморегулирования на железнодорожном транспорте до 2017 года. Концепция саморегулирования утверждена 29 ноября, однако подробности проекта удалось узнать только сейчас, пишет Коммерсантъ.
Создать саморегулирующуюся организацию (СРО) планируется на базе СОЖТ, который, напомним, объединяет 32 компании, управляющие двумя третями от общего числа грузовых вагонов России.
В 2012–2014 гг. предполагается законодательно закрепить статус оператора, ввести обязательное членство в единой СРО, разработать "систему обязательных стандартов".
На втором этапе (2014–2017 гг.) государство должно определиться с дальнейшим развитием саморегулирования. Либо ввести "имущественный ценз" — минимальное количество вагонов в оперировании, необходимых для членства в СРО (для укрупнения участников рынка), либо, наоборот, ввести множественность СРО (для большей гибкости и дифференциации регулирования различных групп операторов).
Высшим органом управления СРО будет общее собрание, но большинство ключевых решений сможет принимать постоянно действующий президиум. Кроме того, у СРО будет исполнительный директор. Планируется создание координационного совета, куда войдут грузоотправители, представители органов власти. Он будет формировать свою позицию по тем решениям, которые предлагают операторы.
При СРО планируется создать балансовую комиссию. Она будет готовить рекомендации по распределению пропускных способностей инфраструктуры. В концепции подчеркивается, что СРО должна быть обязательно представлена в совете директоров РЖД, а также участвовать в рассмотрении правительством инвестпрограммы монополии.
Уже на первом этапе заявлено создание "коммерческой инфраструктуры рынка услуг операторов". Технология будет похожа на систему госзакупок: грузоотправитель выставляет заявку на вагоны и вносит залог. Операторы вносят через торговую систему свои предложения. Через биржу можно будет узнать у РЖД о возможности перевезти вагоны на станцию под погрузку, затем заключить договор и произвести все расчеты. Членов СРО обяжут выделять для работы через торговую систему определенный процент подвижного состава. По данным газеты, предварительно речь идет о 10–17% общего числа полувагонов.