"Состояние наших дорог вскоре будет обесценивать все наши усилия по улучшению инвестиционного климата", — заявил Белоусов — глава Минэкономики РФ. По его словам, из-за этого инвесторы отказываются от проектов. Состояние автодорог ограничивает рост экономики, а для решения вопроса требуется увеличить инвестиции в инфраструктуру с 3 до 4,5% ВВП, но не позволяет жесткий бюджет, обремененный долгосрочными обязательствами, говорит Белоусов и предлагает решение: потратить на инфраструктуру часть нефтедоходов — наполнять резервный фонд не до 7% ВВП, как предполагает бюджетное правило, а до 5%, пишут "Ведомости".
"С точки зрения рисков для бюджетной системы что 7%, что 5% — совершенно одно и то же. Но за счет этих 2% ВВП можно сократить долгострой и расшить узкие места в инфраструктуре", — рассуждает министр.
Бюджетное правило предписывает формировать бюджет исходя из средней за 10 лет цены на нефть (на 2013 г. — за пять лет, затем срок увеличивается на один год). На его основе рассчитан бюджет на 2013–2015 гг., подписанный вчера президентом Владимиром Путиным.
После наполнения резервного фонда до 7% ВВП согласно правилу половина дополнительных доходов бюджета направляется в фонд национального благосостояния, вторая половина — на инфраструктурные проекты.
Минэкономразвития сразу настаивало на смягчении бюджетного правила, предлагая индексировать среднюю цену нефти на инфляцию и ограничить резервный фонд 5% ВВП. Но Минфин был против, и в июле Госдума приняла в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс, вводящие бюджетное правило. Этим дело пока ограничилось: в октябре Дума отложила дальнейшее рассмотрение поправок.
Член бюджетного комитета Михаил Сердюк вчера объяснил задержку тем, что правило не успели согласовать с другими законопроектами. Но сейчас обсуждается, не смягчить ли правило.
Многие в правительстве поддерживают позицию Минэкономразвития, рассказал "Ведомостям" высокопоставленный федеральный чиновник. Минфин по-прежнему согласен тратить нефтяную ренту на инфраструктуру, только если резервный фонд превысит 7% ВВП, как требует новое бюджетное правило, возражает министр Антон Силуанов.
Не поддерживает пересмотр бюджетного правила и премьер Дмитрий Медведев. "Это их совместная с президентом позиция", — утверждает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. Правда, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков говорит, что вопрос «находится в проработке».
Сейчас в резервном фонде около 3% ВВП (1,9 трлн руб. на 1 декабря). По расчетам Минфина, 7% ВВП резервный фонд достигнет к 2017 г., а 5% — уже по итогам 2014 г., если цены на нефть останутся, как в бюджете, подсчитал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Логику Минэкономразвития он считает ошибочной: важных задач много, но в их решении нужно не исходить из объема необходимых расходов, а, наоборот, смотреть, что можно сделать в рамках ограничений, накладываемых бюджетным правилом.
Величину резервного фонда можно обсуждать, согласен Гурвич, но исходя не из того, что нужно на что-то потратить нефтедоходы, а из того, какой объем резерва нужен для обеспечения безопасности бюджета: "Наши расчеты показывали, что именно 7% необходимо, чтобы застраховаться от всех достаточно вероятных рисков, но, может быть, хватит и 5%, если будут весомые аргументы".
Речь не о расходовании резервов, а о том, что суверенные фонды будут просто медленнее пополняться, поддерживает Минэкономразвития Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ: "Тогда уже с 2015 г. можно будет направлять значительные суммы на инфраструктуру, что актуальнее". 2% ВВП для строительства дорог не хватит, полагает Гурвич.
По прогнозу Минэкономразвития, в 2015 и 2016 гг. ВВП превысит 80 трлн и 90 трлн руб. соответственно.
Экономика стагнирует, ей требуется стимул, настаивает Чернявский, а "мы одновременно вводим консервативное бюджетное правило и сокращаем расходы на ее поддержку".
5% ВВП хватит в случае кратковременного падения цены нефти, считает он, а если уровень нефтяных цен изменится принципиально, не хватит никакого фонда.
По качеству инфраструктуры Россия занимает 100 строчку из 142 в рейтинге конкурентоспособности экономик Всемирного экономического форума, а по качеству дорог — 130.
Пропускная способность растет медленно: в 2011 г. введено в эксплуатацию 350 км федеральных дорог, в этом — 230 км, за год федеральный бюджет потратил на дорожное хозяйство 392 млрд руб. План на следующий год — 450 млрд, а к 2015 г. в федеральном дорожном фонде должно быть уже 511 млрд. Это средства на содержание и строительство федеральных трасс, всего их 50 000 км, при этом только треть соответствует нормативам качества.
"При выделении средств из дорожных фондов приоритет не у строительства, а у ремонта, но он не повышает пропускную способность", — заметил Белоусов.