Только в начале ноября предправления польского нефтепереработчика PKN Orlen Яцек Кравец заявил, что компания ведет переговоры о подписании контракта на поставку российской нефти объемом до 10 млн т в год. А теперь выяснилось, что PKN Orlen и Grupa Lotos в ноябре увеличили импорт морских партий российской нефти через порт Гданьск на 200000 т, достигнув сентябрьского рекорда в 1,1 млн т. Об этом сообщает «Argus экспорт нефти», ссылаясь на участников рынка, передают "Ведомости".
«Польские заводы запасаются нефтью, опасаясь сокращения экспорта по трубопроводу “Дружба” в 2013 г.», — пишет агентство. Нефтепереработчики опасаются и возможного замедления портового экспорта зимой, сказал «Ведомостям» директор по развитию бизнеса Argus Михаил Перфилов.
В конце декабря 2012 г. у PKN Orlen истекают договоры с трейдерами Mercuria Energy и Souz Petrolium на поставку по 5,4 млн т в год каждому. У переработчика останется только контракт с Souz Petrolium на 2,4 млн т в год, действующий до конца 2014 г. Поэтому PKN Orlen начала переговоры с российскими компаниями. Источник «Ведомостей» в польской компании рассказывал, что это «Роснефть» и «Лукойл». Источник в «Роснефти» это подтверждал.
Но переговоры зашли в тупик, написала во вторник польская газета Dziennik со ссылкой на свои источники. «Ведомостям» представитель PKN Orlen заявил, что «переговоры с потенциальными поставщиками продвигаются». Представители «Роснефти» и «Лукойла» от комментариев отказались.
Объемы экспортных поставок по нефтепроводу «Дружба» на 2013 г. еще не сформированы, сказал вчера «Ведомостям» заместитель министра энергетики Павел Федоров. Пресс-секретарь «Транснефти» заявил, что утвержденный график поставок ожидается в декабре.
По словам аналитика Raiffeisenbank Андрея Полищука, нефтяным компаниям сложно вести переговоры с нефтепереработчиками из-за того, что те зачастую готовы платить за сырье только после того, как оно будет переработано в топливо и продано. А трейдеры платят сразу. К тому же Полищук не исключает, что с 2013 г. вырастут поставки через Усть-Лугу, а по «Дружбе» сотратятся. Вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) была построена на заемные деньги, которые нужно отдавать, отмечает аналитик. По данным «Транснефти», проект обошелся в 97,8 млрд руб.