Миллиардер Ричард Брэнсон, владелец Virgin Trains, одержал убедительную победу над конкурентами и властями Великобритании. Министерство транспорта страны отменило итоги тендера на концессионное управление главной британской железнодорожной магистралью, который выиграла компания FirstGroup, передает РБК Daily.
Причиной отмены послужили ошибки, допущенные сотрудниками министерства в процессе оценки конкурирующих предложений.
Британские власти передали право на концессионное управление 650-километровой железнодорожной магистралью Западного побережья компании FirstGroup в августе этого года. Компания, предложившая правительству 13 млрд фунтов, обошла Virgin Trains, которая управляла железнодорожной веткой на протяжении последних 15 лет (предложила на 2 млрд фунтов меньше).
Virgin Trains (51% акций принадлежит Брэнсону) решила оспорить это решение в суде, утверждая, что предложение конкурентов было некорректно оценено в министерстве. В частности, Брэнсон заявлял, что более крупные выплаты конкурентов основывались на прогнозе удвоения пассажиропотока, добиться которого практически невозможно. Кроме того, согласно своему предложению, Virgin выплатила бы правительству Британии основную сумму в первые годы срока действия концессии, в то время как FirstGroup - в последние. Примечательно, что претензии Virgin Trains поддержали более 100 тыс. британцев, по мнению которых комфорт проезда по маршрутам, управляемым FirstGroup, ниже.
Правительство в ответ на претензии Брэнсона заявляло, что процесс отбора концессионеров был "хорошо отлажен". Одновременно оно пригрозило национализировать ж/д ветку, если разбирательство с Virgin Trains не позволит передать ее в управление новому концессионеру до 9 декабря этого года, когда истекает контракт компании Брэнсона. Минтранс страны придерживался этой позиции даже после смены своего главы в середине сентября.
"Мне пришлось отменить итоги конкурса на управление железнодорожной концессией Западного побережья из-за абсолютно неприемлемых ошибок, допущенных моим министерством в контроле за процессом (конкурса) и вызывающих глубокое сожаление", - неожиданно заявил в среду новый министр финансов Великобритании Патрик Маклафлин. Ошибки были обнаружены в ходе подготовки к судебной тяжбе с Брэнсоном, от которой в итоге решено отказаться.
Британскому бюджету придется компенсировать компаниям расходы на участие в тендере - в общей сложности 40 млн фунтов.
Правительство предложило компании Брэнсона временно продолжить управление магистралью межу Лондоном и Глазго и после 9 декабря - пока не будет проведен новый конкурс и не определится концессионер. Акции FirstGroup после решения британского Минтранса рухнули на 20%.