К 2030 году проектная мощность портовых комплексов России составит, по различным сценариям, от 1,4 млрд тонн до 1,659 млрд тонн, а суммарный объем перевалки вырастет в 1,8-2,4 раза до 0,985-1,287 млрд тонн. Такие данные содержатся в "Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года", разработанной федеральным предприятием "Росморпорт", передает Бизнес-Тасс.
Согласно базовому варианту развития портовой инфраструктуры, прогнозируется увеличение годового объема перевалки грузов в краткосрочном периоде (по 2015 год) до 725 млн тонн, в среднесрочном (по 2020 год) - до 879 млн тонн, в долгосрочном (по 2030 год) - до 985,1 млн тонн. Данный сценарий основан на устоявшихся тенденциях внутреннего рынка и предполагает сохранение темпов развития транспортной инфраструктуры.
Согласно экспертному варианту развития портовой инфраструктуры, основанному на анализе макроэкономической ситуации и тенденций на мировом рынке, и учитывающему инновационное развитие экономики, годовой объем перевалки грузов вырастет в краткосрочном периоде до 665,9 млн тонн, в среднесрочном - до 863,4 млн тонн, в долгосрочном - до 1,287 млрд тонн.
Основу грузооборота в исследуемом периоде будет составлять продукция топливно-энергетического комплекса (сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, уголь) и сырьевых отраслей (руда, химические и лесные грузы).
Ожидается, что доля наливных грузов снизится с 56,2% общего грузооборота до 46,6% (базовый сценарий) или до 40,6% (экспертный сценарий). Доля генеральных грузов увеличится с 18,6% суммарного грузооборота до 24,8% (базовый сценарий) или до 23,7% (экспертный сценарий).
Кроме того, доля портов сопредельных стран в общем объеме перевалки российских грузов сократится с 17% до 4% к 2030 году. Рост перевалки грузов в период до 2030 года предполагается по всем бассейнам, наиболее высокими темпами будет расти перевалка сжиженного газа (в 4,7 раза) и грузов в контейнерах (в 3,4 раза). Перевалка зерна в российских морпортах вырастет почти вдвое. Коэффициент использования перегрузочных комплексов в 2030 году составит 70,3% (при базовом сценарии) или 77,6% (при экспертном сценарии).
Согласно разработанной стратегии, мощности портов Балтийского бассейна увеличатся с действующих 292,2 млн тонн до 488,9-536,3 млн тонн. Мощности портов Дальневосточного бассейна увеличатся в 2-2,1 раза с действующих 162,7 млн тонн до 333,6-342,7 млн тонн. Мощности портов Арктического бассейна увеличатся в 1,7-2 раза с действующих 81,7 млн тонн до 135,2-163,5 млн тонн.