При 7-процентной индексации тарифов на грузовые перевозки, предложенной правительством РФ, ОАО "Российские Железные Дороги" ("BBB"/прогноз "cтабильный") может испытывать трудности при финансировании своей масштабной инвестиционной программы, если не будет дополнительных источников финансирования и/или финансовой поддержки со стороны РФ, единственного акционера компании, говорится в материалах Fitch Ratings.
Правительство РФ предлагает 7-процентную индексацию тарифов РЖД на грузовые перевозки с 1 января 2013 г., что меньше предложенного компанией повышения тарифов на 11%, но в целом соответствует прогнозам агентства. Fitch также ожидает предоставления государственных субсидий и взносов капитала для финансирования операционных и капитальных расходов РЖД.
По имеющейся информации, в настоящее время РЖД предлагает добавить к индексации тарифов на 2013 г. так называемый инвестиционный компонент на уровне 4% для финансирования своей инвестиционной программы, объем которой составляет 342 млрд. руб. на 2013 г. (без учета дочерних компаний). Как сообщается, правительство рассматривает другие источники финансирования инвестиционной программы РЖД, например, государственные гарантии по долговым обязательствам компании или инвестирование средств из стабилизационного фонда в ее долгосрочные проекты. Кроме того, правительство обсуждает переход на установление тарифов на пять лет вместо действующей в настоящее время системы ежегодной индексации тарифов, что, по мнению Fitch, может улучшить прогнозируемость показателей деятельности РЖД.
РЖД намерена реализовать ранее заявленные планы продажи активов для финансирования капитальных вложений в размере 428 млрд. руб. в 2012 г. От продажи активов компания ожидает привлечь до 70 млрд руб. в 2012 г. В частности, РЖД планирует продать оставшуюся долю в ОАО ТрансКредитБанк (21,8%), а, возможно, и в ОАО Первая Грузовая Компания (25%, "BB+"/прогноз "Негативный").
По мнению агентства, если РЖД не сумеет обеспечить финансирование для своей программы капвложений за счет инвестиционного компонента или из других источников (включая субсидии и взносы капитала), то левередж компании потенциально может превысить текущие ожидания Fitch или возможен перенос сроков или отмена некоторых капитальных проектов.
Fitch отмечает, что частичная приватизация РЖД (25% минус 1 акция), намеченная на 2012-2013 гг., о которой правительство объявило ранее в этом году, вряд ли приведет к изменению текущего рейтинга компании. В то же время агентство указывает, что после частичной приватизации РЖД может испытывать сложности с финансированием своей программы капвложений, если только часть поступлений от приватизации не останется в распоряжении компании.
Если левередж РЖД продолжительное время будет превышать 2,5х, это может оказать давление на рейтинги. Однако Fitch ожидает, что РДЭ компании по-прежнему будет находиться на одном уровне с суверенным рейтингом России "BBB" с учетом сильных связей РЖД с государством. Поэтому понижение рейтинга компании маловероятно, если не произойдет понижения суверенного рейтинга.
За период с января по июль 2012 г. общий объем грузоперевозок РЖД умеренно увеличился до 738 млн т, или на 3,4% относительно предыдущего года. За тот же период общий грузооборот вырос на 5,2% до 1289 млрд тонно-километров, а с учетом порожнего пробега достиг 1619 млрд. тонно-километров, что на 4% выше уровня аналогичного периода предыдущего года. Fitch ожидает увеличения объемов грузоперевозок темпами, выраженными низким однозначным числом, в год или приблизительно на уровне роста ВВП России, который, согласно прогнозам агентства, составит 3,8% в 2012 г. и 4,0% в год в 2013-2014 гг.
Согласно неконсолидированной отчетности по РСБУ в 1 полугодии 2012 г. РЖД показала рост выручки на 5% до 677 млрд руб. по сравнению с 1 полугодием 2011 г., а чистый нескорректированный долг компании повысился на 41% до 286 млрд руб. по сравнению с 31 декабря 2011 г.