РЖД сообщает об отмене десятков пригородных электричек в регионах. Это объясняется недостатком финансирования пригородных перевозок со стороны правительств субъектов Федерации - заказчиком перевозок. В пресс-релизе компании снижение объемов перевозок пригородными пассажирскими компаниями (ППК) называется вынужденным, пишут "Ведомости".
По данным РЖД, ППК выполняют все договорные обязательства, однако необходимых платежей от заказчиков не получают, и у них накапливаются долги за аренду и ремонт подвижного состава, долги по зарплате локомотивным бригадам и другие задолженности. Многим компаниям уже сейчас не на что осуществлять пригородные перевозки, говорится в пресс-релизе. Только по итогам первого полугодия 2012 г. совокупный убыток от пригородных железнодорожных перевозок составил около 4,6 млрд руб., а убыток за 2011 г. превысил 9 млрд руб.
ППК и РЖД неоднократно обращались к властям регионов с призывом исправить ситуацию. Как утверждает РЖД, это было в 2010, 2011 и 2012 гг., и все просьбы остались без внимания. "Это привело к тому, что неисполнение региональными властями обязательств по возмещению потерь доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки грозит не только сокращением маршрутов, но и полным прекращением пригородного сообщения в их регионах", - заявляют в компании. Там отмечают, что законы, регулирующие установление тарифов в сфере пригородных перевозок, созданы и приняты, а проблема остается в том, что "в транспортной политике регионов отсутствует должное внимание к железнодорожному транспорту". Притом что пассажирооборот пригородного железнодорожного транспорта в регионах составляет от 5% до 30% в общем пассажиропотоке, на железнодорожный транспорт выделяется лишь от 0,01% до 0,7% денежных средств из бюджетных разделов "Транспорт" и "Дорожное хозяйство", говорится в пресс-релизе. В качестве примера приводятся данные Росстата по Белгородской области: в 2011 г. регион выделил на транспорт и дорожное хозяйство свыше 11 млрд руб., из них на пригородные железнодорожные перевозки только 10,6 млн руб. при потребности в 186,7 млн руб.
РЖД напоминает, что с 20 августа ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" вынуждена отменить около 30 пригородных пассажирских поездов в Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской областях и Республике Карелия. Финансовое положение этой ППК РЖД называет "критическим" и сообщает, что ей угрожает ликвидация. В регионах ее обслуживания будет также сокращаться периодичность курсирования и составность пригородных поездов.
С 23 августа по той же причине ОАО "ППК "Черноземье" сократит 50 маршрутов пригородных поездов по территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, а также Пензенской и Саратовской областей.
С 1 сентября ОАО «Свердловская пригородная компания» отменяет шесть пригородных поездов в Курганской области: областная администрация с начала года вообще ничего не выплатила этой ППК.
ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" (СППК) изучает возможности снижения объемов перевозок в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Ивановской областях и Республике Коми, сообщает РЖД. По данным ГТРК "Ярославия", в области сокращать электрички будут в течение полугода. Первый замгендиректора СППК Андрей Шеленков заявил, что, по подсчетам перевозчика, себестоимость перевозок составляет порядка 37 руб. за пассажиро-километр. По его словам, правительство Ярославской области установило стоимость проезда по тарифу 10 руб. за пассажиро-километр, сейчас это "самая низкая цена на любое транспортное предложение в Ярославской области".