Украинских автопроизводителей теснят на их крупнейшем экспортном рынке - в России. Госдума ввела утилизационный сбор, который будут платить автоимпортеры. Сейчас украинские заводы экспортируют около 50% продукции на российский рынок, и в случае удорожания их автомобилей заводы рискуют сократить и без того невысокую долю на этом рынке минимум на треть, считают эксперты, пишет Коммерсантъ-Украина.
Утилизационный сбор с импортируемых в страну автомобилей будет введен в России с 1 августа. Соответствующий законопроект был принят в среду на вечернем заседании Госдумы. Местные производители при этом от уплаты сбора освобождаются.
Почетный президент корпорации "Укравто" Тариэл Васадзе признает, что введение утилизационного сбора создает препятствие для украинских производителей.
"РФ вступила в ВТО и вынуждена снижать пошлины на ввоз импортных товаров. Это своего рода компенсационный механизм. Тем не менее данные действия российских властей, когда автопром находится под давлением импорта и нуждается в радикальных защитных мерах со стороны правительства, должны послужить Украине примером", - говорит он.
Размер сбора сейчас разрабатывается и будет введен правительством РФ. Но по расчетам Минпромторга и Минэкономразвития, для новых легковых машин сбор, взимаемый федеральной таможенной службой, составит от 609 до 1,37 тыс. долларов в зависимости от объема двигателя, для грузовиков - от 4,5 до 12,1 тыс. долларов в зависимости от тоннажа.
Аналитик российского "ВТБ-Капитала" Владимир Беспалов говорит, что заявленная сумма утилизационного сбора будет закладываться в стоимость автомобиля, что фактически прибавит 10-12% к средней стоимости украинских автомобилей в России. По его мнению, ЗАЗ и "Богдан" придется снижать цены, при этом сократить маржу (около 5-7%) будет сложно, поэтому чтобы сохранить рынок нужно сокращать издержки и пытаться за счет увеличения объема поставок работать в плюс.
В 2011 году в Россию украинские автопроизводители поставили примерно 30% из 97,5 тысяч собранных в стране автомобилей.