Российским авиаперевозчикам грозит коллапс из-за роста затрат, пишет Коммерсантъ со ссылкой на Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

В 2011 году топ-35 перевозчиков показали совокупный убыток 14,5 млрд руб. (444,5 млн долларов) против прибыли 4 млрд руб. (122,6 млн долларов) в 2010 году - с отрицательным результатом прошлый год закончили 22 перевозчика. Улучшить ситуацию в АЭВТ надеются с помощью обнуления НДС на внутренних линиях.

На прошлой неделе комитет АЭВТ по финансовой деятельности, налогообложению и бухгалтерскому учету разослал авиакомпаниям доклад о мерах по снижению финансовой нагрузки, сейчас готовится обращение в правительство.

"Несмотря на высокие темпы роста авиаперевозок (в 2011 году - около 11%, в первой половине 2012 года - 20%), деятельность отрасли является нерентабельной", - говорится в докладе.

Среди причин АЭВТ называет неконтролируемый рост стоимости топлива и отсутствие рыночных условий хеджирования роста цен на него. Средний рост пассажирского тарифа в 2011 году составил 11,8% при росте цен авиатоплива на 30%, говорится в докладе. Доля топлива в себестоимости перевозок выросла до 30,7%. Ставки на наземное обслуживание в аэропортах за последние пять лет выросли на 119-211%, аэронавигационное обслуживание внутри страны подорожало на 124%, по международным вылетам - на 200%.

Особенно негативно эти факторы влияют на компании, в структуре перевозок которых превалируют региональные рейсы, то есть на компании второго эшелона. "За последние 15-20 лет число таких линий сократилось в четыре раза, а парк воздушных судов, обслуживающих региональные и местные авиаперевозки, - почти в десять раз", - утверждают в АЭВТ.

АЭВТ предлагает принять срочные меры по стабилизации, которые главным образом могли бы оживить региональные перевозки. В их числе обнуление пошлин на региональные суда вместимостью до 72 кресел, присоединение России к Кейптаунской конвенции, что позволит снизить расходы перевозчиков на лизинговые платежи. Но основной упор АЭВТ предлагает сделать на обнуление НДС на внутренних рейсах.

Напомним, по прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2012 году прибыль мировой авиации составит 3 млрд долларов, при этом европейские перевозчики зафиксируют убыток в размере 600 млн долларов.