"Дочка" госкорпорации "Росатом" предприятие "Атомфлот" завершило составление документации по строительству нового универсального атомного ледокола. Ожидается, что новый атомоход перехватит звание крупнейшего ледокола мира у "50 лет Победы", пишут Известия.
Оценочная стоимость проекта соствавляет около 37 млрд рублей (1,139 млрд долларов). Первые конструкторские работы должны начаться в 2013 году, а в 2015-м, как ожидается, судно спустят на воду.
"Ледокол будет предназначен для проводки судов в западной части российской Арктики. Также он будет сопровождать и осуществлять буксировку на мелководных участках Енисея и Обской губы и при необходимости проводить спасательные работы", - сообщил представитель "Атомфлота".
Стоимость судна прокомментировал представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Кравченко. "В эту сумму включены опытно-конструкторские работы, подготовка верфи и многое другое. В цене же судна основную долю составляет прежде всего реакторная установка "РИТМ-200", а также различные ноу-хау, которые выливаются в очень кругленькую сумму. При переходе к строительству серии можно будет снизить стоимость минимум на 25–30%," - разъяснил Кравченко.
Специалист добавил, что сейчас атомные ледоколы строит только Россия и она не может от этого отказаться, чтобы не потерять контроль за собственным арктическим бассейном.
Длина ледокола составит 170 м, ширина 34 м ("50 лет Победы" - 159 м и 30 м соответственно). Энергетическая установка нового поколения "РИТМ-200" была разработана специально для данного ледокола. Каждый из двух реакторов установки имеет мощность 170 МВт - больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах (140–150 МВт).
Будущий ледокол получит один из самых высоких ледовых классов - Icebreaker 9. Он означает, что судно может выполнять ледокольные операции в арктических морях в зимне-весенний период при толщине льда в 4 м и в летне-осенний - без ограничений. Такие суда могут передвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,5 м.
Отмечается, что из ныне действующих атомных ледоколов в России в ближайшем будущем в строю останутся только "Ямал" (завершен в 1993 году) и "50 лет Победы" (2007). "Россия" (1985), "Таймыр" (1988) и "Советский Союз" (1989) будут выведены из эксплуатации по мере их физического износа уже к 2016 году.