До 2018 года Украине нужно 264 млрд грн (33 млрд долларов) для финансирования развития автомобильных дорог и выплаты кредитов. Эту сумму подсчитали в Государственном дорожном НИИ им. Шульгина, говорится в опубликованном на сайте Мининфраструктуры проекте постановления Кабмина о Концепции программы развития автодорог общего пользования на 2013-2018 годы, пишет Коммерсантъ-Украина.

Как отмечается в проекте постановления, средства Украина может получить в основном за счет госбюджета, международных финансовых организаций и привлеченных под госгарантии кредитов. Из указанной суммы 37,403 млрд грн нужно для погашения обязательств по кредитам, 96,89 млрд грн необходимо потратить на строительство и реконструкцию 2,2 тыс. км дорог, 19,27 млрд грн - на капитальный ремонт, 108,3 млрд грн - на эксплуатационное содержание и текущий ремонт дорог и искусственных сооружений. Срок окупаемости средств - 8 лет.

Профинансировать будущую программу можно и при сохранении действующей системы финансирования дорожного хозяйства (бюджетные средства, кредитные средства, средства концессионеров, гранты). Однако создание сети платных дорог в Украине не возымеет успеха из-за малого количества участков дорог с достаточной для их окупаемости интенсивностью автомобильного потока, уверены в министерстве.

Еще один вариант предусматривает финансирование за счет преимущественно частных инвестиций. "По такому сценарию развитие и содержание автодорог осуществляется во Франции и Италии. Так, в 1990-х годах во Франции за счет частных вложений была построена сеть автодорог протяженностью более 7 тыс. км, содержание которых происходит за счет платы за пользование", - говорится в проекте постановления.

В Украине практически невозможно реализовать большой концессионный проект или построить платную дорогу, считает заместитель директора Центра политического и экономического анализа Антон Кравченко. По его словам, за последние годы в Восточной Европе было реализовано несколько подобных проектов, но они не вышли на заявленный объем автомобильного потока, и государствам пришлось выкупать их у концессионеров.

Сумму инвестиций в 33 млрд долларов на ближайшие пять лет эксперты называют неподъемной. "Заявленная сумма равносильна практически 20% ВВП, и каждый год наращивание идет в среднем на 4%. Это колоссальные суммы, и возникает вопрос: где найти такие деньги?" - говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. В этом году, по его словам, на инфраструктурные проекты был потрачен 1% от ВВП.