Переход украинских НПЗ на производство более качественного бензина в очередной раз предлагается отложить. Со вчерашнего дня в Украине действуют новые стандарты качества топлива - "Евро-4" и "Евро-5", но в пятницу экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли при Кабмине предложила перенести сроки перехода на 2018 год, пишет Коммерсантъ-Украина.

Бензин "Евро-4" и "Евро-5" содержит меньше серы и других вредных веществ, что позволяет продлить ресурс двигателя. Сейчас бензин "Евро-4" и "Евро-5" могут производить три из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов - Кременчугский ("Укртатнафта"), Лисичанский (ТНК-ВР) и Одесский ("Лукойл"), но последние два простаивают. Кроме того, этим стандартам соответствует бензин из Литвы, Болгарии, Румынии и Беларуси.

В секретариате ЭАГ сообщили, что Государственное агентство резерва обратилось к ним с просьбой перенести переход на новые стандарты на 2018 год, так как срок хранения уже закупленного для нужд Минобороны и предприятий Минагрополитики топлива заканчивается только через шесть лет. Вопрос о продлении стандартов в ближайшее время будет рассмотрен правительством.

Переход на новые стандарты откладывали и раньше. "Евро-4" и "Евро-5" должны были начать действовать в Украине с 1 января 2010 года, но поскольку три из шести НПЗ - Дрогобычский, Надворняский (принадлежат группе "Приват") и Шебелинский (принадлежит НАК "Нефтегаз Украины") - не могут производить топливо по этим стандартам, перенос ежегодно инициировался ЭАГ и поддерживался Кабинетом министров. Последний раз действие прежних стандартов качества было продлено 1 июля 2011 года на год.

"Они спасают "Нефтегаз" - у компании тяжелое финансовое положение, и она просто не найдет денег на модернизацию. Но делается это за счет намного более мощных предприятий, которые не имеют такой поддержки в правительстве", - считает член комитета Верховной Рады по ТЭК Александр Гудыма.

Всего, по данным Минэнерго, три украинских НПЗ в 2004-2009 годах инвестировали в переход на стандарты "Евро-4" и "Евро-5" около 73 млн долларов. Теперь им придется закладывать в цену горючего сумму этих инвестиций, что ставит модернизированные заводы в неравные условия с заводами, работающими по старым технологиям, считают эксперты.