Участники совещания по проблемам автопрома в России предложили стимулировать обновление грузовиков и автобусов путем ограничения срока эксплуатации или экономических стимулов. Премьеру Владимиру Путину идея понравилась: во многих странах использование техники старше 10 лет под запретом, заметил он и поручил проработать введение запрета. Такие новации могут серьезно отразиться на секторе автоперевозок, пишут Ведомости.
В парке и автобусов, и грузовиков доля техники старше 15 лет превышает 50%, говорит аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов. Если сразу запретить ездить на старой технике, автопроизводители просто не справятся. Парк тяжелых грузовиков - около 1,4 млн, сообщил эксперт: "Чтобы заменить половину из них, "Камазу" нужно работать 10 лет". Такие объемы не получится покрыть даже за счет импорта, скорее всего, запрет будет вводиться постепенно, считает он.
"Если запрет действительно будет введен, грузоперевозки встанут: на новую технику денег нет, а лизинг и кредитование при нынешней стоимости нерентабельны", - возмущается владелец небольшой транспортной компании.
Перевозчикам грозит еще и увеличение отчислений в бюджеты. С 2013 года грузовики с предельной нагрузкой свыше 12 тонн должны будут платить за проезд по федеральным трассам 3,5 рублей за 1 км, следует из проекта постановления на сайте Минтранса.
Грузовик за год проезжает 100 тыс. км, получается 350 тыс. рублей с машины (11,9 тыс. долларов), плюс транспортный налог 40-50 тыс. рублей (1,4-1,7 тыс. долларов), плюс 20% акцизов в цене топлива - все эти деньги идут в дорожные фонды, а качество дорог не улучшается, негодует замначальника Северо-Западного представительства АСМАП Константин Шаршаков.
30% сборов пойдет на их администрирование и инфраструктуру, привел оценки гендиректор "Камаза" Сергей Когогин, себестоимость грузоперевозок может вырасти на 10%. Вместо одного большого грузовика на дороге из-за этого запрета будет четыре поменьше, заключает он: "Неизвестно, готова ли к этому наша дорожная сеть".