Реформирование железнодорожной отрасли должно сопровождаться повышением социальных стандартов, в частности, размера страховых выплат в случае смерти или травмы пассажиров минимум в 5 раз - до 500 тыс. грн, считает зампред Совета Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов, сообщает Интерфакс-Украина.

Комментируя принятый закон о создании акционерного общества ж/д транспорта, Залетов отметил, что действующее обязательное личное страхование пассажиров на этом транспорте, по сути, дискредитирует саму идею страхования.

По его словам, за 15 лет действия соответствующего постановления правительства от 1996 года страховые платежи пассажиров на ж/д транспорте составили около 400 млн грн, при этом около 80% этих средств страховые компании перечислили железным дорогам в виде как агентского вознаграждения, так и неофициальной помощи. В то же время уровень выплат непосредственно пострадавшим пассажирам не превышает 4%, что в 11 раз меньше общих показателей по всем видам страхования. "Это свидетельствуют о неэффективности этого вида страховой защиты и его высокой коррумпированности", - отметил Залетов.

Он также подчеркнул, что, кроме экономической проблемы, существует и правовая. "Каждому застрахованному "Укрзализныця" должна выдавать страховой полис. Но страхование пассажиров на железной дороге осуществляется с грубыми нарушениями. Так как страховой полис выдается не на отдельном бланке, а на обратной стороне проездного билета. В таком квазидокументе, который не отвечает требованиям Закона Украины "О страховании", указывается лишь вид обязательного страхования, наименование, адрес, телефон страховщика, размеры страхового платежа и страховой суммы. Лишь в некоторых случаях (приобретение билета студентом или лицом льготной категории) указывается фамилия застрахованного, но в основном - полис выдается фактически на предъявителя, что противоречит действующему законодательству", - сказал Залетов.

Он также отметил, что существует и проблема свободного доступа к страховой услуге, а отсутствие выбора страхователем страховой компании создает неконкурентные и монопольные отношения по этому виду страхования.

Залетов считает, что при установлении страховых выплат на уровне 500 тыс. гривен у железной дороги возникнет необходимость иметь либо депозит, либо банковскую гарантию, либо полис страхования гражданско-правовой ответственности перед пассажирами для осуществления перевозок.