Возможно, правительству Латвии придется выдать национальной авиакомпании airBaltic заем из государственной казны, заявил журналистам госсекретарь Министерства сообщения Анрийс Матисс, пишет BB.lv.

По его словам, это необходимо, так как частный акционер авиакомпании Baltijas Aviacijas Sistemas (BAS) не обеспечил ранее обещанную часть финансирования для авиакомпании. Все сроки, когда нужно было внести деньги, уже прошли, а в суд подана вторая заявка о неплатежеспособности BAS.

При этом BAS не изложила своей позиции относительно увеличения основного капитала ни Министерству сообщения Латвии, ни масс-медиа. Поэтому вопрос о новом госзайме компании airBaltic сейчас формулируется юридически, и его решение займет несколько недель.

Напомним, в минувшем декабре правительство Латвии уже постановило внести в основной капитал авиакомпании 16 млн латов (30,3 млн долларов) и 41,6 млн латов (78,9 млн долларов) с оговоркой: если частный акционер (BAS) не сделает своего вклада в размере 41 млн латов (77,7 млн долларов), то airBaltic будет доступен заем из госказны в размере 25,4 млн латов (48,2 млн долларов).

А в начале марта правительство рассмотрит вопрос обновления флота, уже получены предложения от Airbus и Boeing.

Отметим, что господдержка убыточных авиакомпаний нередко становится причиной конфликтов с другими авиаперевозчиками. Ранее владельцы литовской авиакомпании flyLAL называли одной из причин ее закрытия то, что airBaltic получала бюджетное финансирование и поэтому смогла предлагать более низкие тарифы. В Литве уже собираются создать новую авиакомпанию.

Сложность господдержки предприятий в ЕС заключается в том, что необходимо выдержать некие критерии, чтобы не нарушать европейское законодательство ЕС. В частности, условия госфинансирования убыточных компаний не должны сильно отличаться от рыночных.

Последний яркий конфликт в отрасли, связанный с незаконной господдержкой авиаперевозчиков, случился в Венгрии. 3 февраля местная компания Malev прекратила полеты после задержания ее самолетов за границей из-за неоплаченных долгов. Претензии к Malev возникли у Еврокомиссии после жалобы Wizz Air, которая обвинила правительство Венгрии в незаконной госпомощи Malev. После расследования европейские органы обязали Malev выплатить миллионы долларов госпомощи, которые она получила в 2007-2010 годах.