Минтранс России предлагает радикально изменить систему поддержания летной годности советских самолетов и обязать разработчиков воздушных судов отвечать за выпущенные машины, несмотря на то, что они находятся на балансе авиакомпаний. Минтранс намерен до середины февраля подготовить соответствующие предложения и разослать их в Минпромторг и разработчикам, пишут Известия со ссылкой на замдиректора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Андрея Шнырева.

"Речь идет о приведении в соответствие воздушному законодательству системы поддержания летной годности гражданских воздушных судов, разработанных в СССР. Конструкторские бюро - разработчики должны будут единолично обеспечивать соответствие типовой конструкции гражданского воздушного судна действующим в России требованиям к летной годности и охране окружающей среды", - сказал Шнырев.

Изменения коснутся практики поддержания летной годности для самолетов таких типов, как Ил-76, Ту-134, Ту-154, Ан-24, Ан-26, Ан-2, а также вертолетов типа Ми-26 и Ми-8. За эту технику сегодня фактически отвечает подведомственная Минтрансу Росавиация. В то время как за за летную годность современных отечественных самолетов и вертолетов отвечает Межгосударственный авиационный комитет.

В 1998 году Федеральной авиационной службой был издан приказ, который ввел номинально временный, а на деле многолетний, порядок продления летной годности. По мнению чиновников Минтранса, он фактически привел к прекращению ремонта воздушных судов. Эксплуатанты проходят процедуру согласования в разных инстанциях и НИИ для каждой своей единицы авиатехники.

"Была дюжина подписей, но не было ясно, кто отвечает за продление ресурса. Возникла групповая ответственность, а на самом деле безответственность. В случае авиапроисшествий никого конкретного не удавалось привлечь к ответственности", - прокомментировал Шнырев влияние приказа от 1998 года на авиабезопасность.

По данным источника Известий на авиарынке, средняя стоимость согласования продления ресурса воздушного судна составляет около 1 млн долларов. Годовой объем рынка таких услуг в России, по его данным, доходит до 1,5 млрд долларов.

Новые правила поддержания летной годности гражданской авиатехники планируется разработать к середине этого года, а вступят в силу они к концу года.

В настоящее время большую часть авиапарка РФ составляют устаревшие воздушные суда, допущенные к эксплуатации на основании аттестатов годности. Суммарный парк российских авиакомпаний включает всего 1788 воздушных судов, из них аттестованных - около 1,2 тыс. единиц.