Управление Южного офиса Госаудитслужбы в Николаевской области по итогам проведенного государственного аудита деятельности ГП "Николаевский морской торговый порт" (НМТП) за период с 1 марта 2018 года по 29 февраля 2020 года рекомендовало Министерству инфраструктуры ликвидировать госстивидора и передать все его активы Администрации морских портов Украины.
Об этом пишет ЦТС со ссылкой на Порты Украины.
Как отмечается в документе, ГП "НМТП" является государственным унитарным предприятием и действует как государственное коммерческое предприятие, основанное на государственной собственности и входит в сферу управления Министерства инфраструктуры. Предприятие включено в перечень имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, утвержденный постановлением Кабмина от 4 марта 2015 года.
Кроме того, предприятие включено в перечень объектов, которые не подлежат приватизации. Вместе с тем, оно может быть отдано в концессию.
Согласно финансовой отчетности состоянием на 1 марта 2018 года зарегистрированный капитал (уставной фонд) предприятия составлял 38,484 млн грн, который остался неизменным на протяжении периода аудита. Организационная структура предприятия состоит из 10 служб, отделов и групп. Среднеучетное количество штатных работников предприятия по состоянию на 1 января 2019 года составляло 54 человека, по состоянию на 1 января 2020 года - 47 человек.
Аудиторы пришли к выводу, что, несмотря на наличие прибыли по данным финансовой отчетности в указанном периоде, а фактически со времен реорганизации в июне 2013 года, предприятие не выполняет задач и не достигает цели деятельности, которые определены уставом.
Согласно уставу, предприятие создано с целью организации и осуществления перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, обслуживания судов, пассажиров и грузов, перевозки грузов и пассажиров на судах, которые принадлежат предприятию, а также для получения прибыли. Согласно закону "О морских портах Украины", предприятие создано с целью осуществления хозяйственной деятельности портового оператора на территории Николаевского морского порта, для чего предприятие наделено необходимыми средствами государственной собственности.
"Однако, аудитом установлено, что ГП "НМТП" фактически не осуществляет деятельность, которая является целью его создания, не имеет соответствующего штата работников для осуществления деятельности портового оператора", - говорится в аудиторском отчете.
Сообщается, что почти все производственные мощности предприятия для осуществления основной деятельности с 2013 года переданы в аренду частным стивидорным компаниям, которые осуществляют деятельность в Николаевском морпорту, на условиях аренды, сервитута, бербоут-чартера, а основные средства, которые не переданы в аренды, самим предприятием не используются.
"Договоры аренды движимого имущества и сервитута составлены еще в 2013 году сроком на 4-10 лет, с правом продления на тот же срок, без права их расторжения в одностороннем порядке, а только по соглашению сторон. На время проведения аудита срок действия большинства действующих договоров аренды продлен до конца 2029-2030 годов. Договора бербоут-чартера 6 плавсредств также составлены в июне 2013 года и продлены до конца 2030 года. То же касается и договоров аренды недвижимого имущества, в том числе открытых и крытых складов, срок действия большинства из которых продлены до апреля и декабря 2026 года", - говорится в документе.
В ведомстве сообщили, что из 14 частных стивидорных компаний, которые осуществляют деятельность в Николаевском морском порту, 13 стивидорных компаний работают на государственном имуществе, взятом на условиях аренды, сервитута, бербоут-чартера у ГП "Николаевский морской торговый порт".
По мнению аудиторов, такие решения руководства госпредприятия привели к монополизации портовых услуг частным бизнесом в порту Николаева с долгосрочной перспективой, тогда как ГП "НМТП" самоустранилось от выполнения своих уставных задач.
Что касается доходов, то, по данным аудита, они на 95% сформированы за счет пассивных поступлений от операционной аренды имущества и пользования сервитутом, доходов от начисленных банками процентов на остатки средств на счетах предприятия, компенсаций арендаторами земельного налога и эксплуатационных расходов по содержанию техсетей, списанию кредиторской задолженности, возмещений ранее списанных активов и так далее. При этом, доля пассивных доходов в структуре доходов госпредприятия имеет тенденцию к увеличению, утверждают аудиторы.
В итоге Госаудитслужба рекомендовала Министерству инфраструктуры вынести на рассмотрение Кабинета министров вопрос об исключении ГП "Николаевский морской торговый порт" из перечня предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, как не соответствующего критериям стратегически важного объекта.
Также рекомендовано поручить ГП "Администрация морских портов Украины" исключить ГП "НМТП" из Реестра морских портов Украины.
Кроме того, предложено рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшего существования госпредприятия, как самостоятельного субъекта хозяйствования, и его ликвидации, определив правонаследником всех прав и обязанностей, государственного имущества и других активов АМПУ в лице Администрации Николаевского морского порта.