Правительство России утвердило правила недискриминационного доступа (ПНД) к портовым услугам. Документ регламентирует алгоритм доступа к свободным мощностям стивидоров: приоритет получают инвесторы портов, страны ЕАЭС, крупные клиенты с долей перевалки в порту выше 30% и грузоотправители с договорами take-or-pay или долгосрочными контрактами. Об этом пишет Коммерсантъ.

Стивидоры обязаны вести реестр заявок и создавать равные условия для клиентов, не отказывая им в заключении договоров при наличии мощностей.

Доступ к услугам должен предоставляться в пределах "доступной мощности", которая будет публиковаться ежемесячно. Ее будут отсчитывать от нормативной пропускной мощности порта по проекту, но эта величина будет уменьшаться при снижении пропускной способности подходов к порту, погодных условий и т. д.

ПНД вызвали вопросы у грузоотправителей. В "Русале" сообщили, что правила не в полной мере защищают интересы потребителей, "возникают вопросы к алгоритму расчета доступной мощности". Если с преимуществом инвесторов можно согласиться, то приоритет для клиентов с долей в перевалке выше 30% в компании сочли нарушением недискриминационного подхода. Единственной привилегией для крупных клиентов может быть скидка за объем не более 20%, уверены в "Русале", в остальном должно действовать правило первоочередности заявки.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает ПНД "прозрачным и учитывающим интересы всех стейкхолдеров", но добавляет, что проблемы часто возникают на стыке "железная дорога - порт" и расчеты могут столкнуться с конвенционными запретами РЖД и простоями на выгрузке.

По информации Коммерсанта, согласование ПНД затянулось и из-за переговоров с Казахстаном, требовавшим доступа к портам РФ на уровне ЕЭК. В Астане уже хотели экспортировать 14 млн тонн угля через Дальний Восток, Казахстан может получить этот приоритет, но неясно, как гарантировать провоз казахских грузов через узкие места на Восточном полигоне РЖД и как решать вопросы с грузоотправителями РФ.