Цены на оптовом рынке сжиженного углеводородного газа (СУГ, автогаз) начали снижаться в связи с ростом предложения, и в течение недели-двух можно ожидать отката розничных цен на него примерно до 14 грн/л с пиковых значений в 16-17 грн/л. Такое мнение высказал совладелец сети АЗС "КЛО" Игорь Чернявский, передает Интерфакс-Украина.

"Пик (цен) пройден. Если перед праздниками нам предлагали по 680 долларов за тонну, то сейчас от того же поставщика мы получили предложение уже по 580 долларов за тонну... Через неделю-две увидим цену около 14 грн/л", - сказал он на пресс-конференции "Причины подорожания сжиженного газа".

Чернявский отметил, что вызванный дефицитом резкий рост цен на автогаз на украинском рынке привел к тому, что для поставщиков этот рынок стал высокопремиальным: с 20-40 долларов за тонну премия выросла до 200-300 долларов за тонну. Это увеличивает предложение поставок, и с одновременным сокращением спроса из-за резкого подорожания автогаза это должно достаточно быстро привести к снижению цен на него.

По мнению директора GT Group Владислава Колодяжного, стабилизация рынка произойдет к концу сентября - началу октября, а зимой цены на рынке будут примерно такими же, как и год назад.

В целом участники пресс-конференции объяснили примерно 70% подорожание автогаза с конца июля дефицитом поставок на фоне сезонного пика потребления, инфраструктурными ограничениями и работой нелегального сектора.

По их данным, рост оптовых цен в июне-августе 2017 года составил 98% до 29 тыс. гривен за тонну, розничных - 48% до 16 гривен за тонну, хотя в апреле - начале июня цена упала с 21 тыс. гривен до 14,5 тыс. гривен за тонну.

Колодяжный и эксперт "Консалтинговой группы А-95" Артем Куюн оценили дефицит поставок в августе примерно в 30 тыс. тонн или около 20% от ожидаемого потребления. По их словам, нарастание дефицита поставок в августе обусловлено введенными Федеральной службой техэкспортконтроля РФ (ФСТЭК) ограничениями и остановкой на ремонты ряда заводов в России и Беларуси, на которые приходится соответственно 50-60% и 30-40% импорта. Также повлияло отсутствие в Украине достаточных мощностей для хранения сжиженного газа.

"Резервуарная мощность по всей Украине составляет 35,4 тыс. тонн, что при объеме месячного потребления в 96 тыс. тонн зимой и 150 тыс. тонн летом соответствует всего 7-11 дням хранения", - отметил Колодяжный.

Он указал, что объемы внутреннего производства СУГ составляют 30-37 тыс. тонн в месяц и в последнее время также сократились на 5-7 тыс. тонн из-за проблем "Укрнафты", а мощности поставок из Беларуси ограничены 40 тыс. тонн в месяц, что без развитых альтернативных источников делают украинский рынок сильно зависимым от российских поставок.

Колодяжный напомнил, что потребление сжиженного газа в Украине за три года выросло в полтора раза до 1,5 млн тонн и спрогнозировал дальнейшее его увеличение до 1,6 млн тонн в этом году и до 2 млн тонн - через 3-4 года.

Участники пресс-конференции также высказались против излишнего административного вмешательства в работу рынка, назвав в качестве негативного примера решение о лицензировании поставщиков, перевозчиков и получателей СУГ, которое с трудом удалось перенести с 1 сентября на ноябрь этого года. По их мнению, местным органам власти следовало бы активнее бороться с теневым рынком, который разрушает здоровую конкуренцию и не позволяет инвестировать в развитие инфраструктуры, в частности хранилищ.

По мнению Куюна, в перспективе ожидается мировое перепроизводство СУГ, и рынок автогаза в Украине будет расти при условии, если цена на него будет составлять до 50-60% от стоимости бензина.