Эксперты полагают, что авиационный рынок Европы слишком фрагментарен. Однако несколько недавних крупных сделок могут изменить ситуацию. Так, банкротство компании Alitalia приведет к тому, что большой кусок итальянского рынка может отойти другому игроку, а покупка 31%-ной доли Virgin Atlantic группой Air France-KLM - к объединению усилий для организации трансатлантических перелетов совместно с Delta Air Lines и China Eastern. Об этом пишет РЖД-Партнер.
В результате слияний и поглощений Европе удалось снизить количество игроков на рынке. Сегодня там доминируют пять компаний: Ryanair, Lufthansa Group, International Airlines Group, Air France-KLM и easyJet. Однако существует целый спектр небольших авиакомпаний, которые ежегодно перевозят миллионы пассажиров. Вопрос их дальнейшей эффективности связан с ценами на топливо. Пока оно относительно недорогое, мелкие игроки могут позволить себе оставаться на рынке. Как только цены пойдут вверх, можно ожидать либо волну банкротств, либо перезапуск процесса поглощений.
Сами главы авиакомпаний положительно относятся к консолидации. Глава Air France-KLM Жан-Марк Жанилак отмечает: "Соглашение с Delta и Virgin Atlantic с одной стороны и договоренность с China Eastern с другой стороны - беспрецедентный случай в индустрии авиаперевозок. Это позволит Air France-KLM стать столпом одного из самых мощных союзов".
Читайте также Lufthansa, Air France-KLM просят наложить санкции на конкурентов
Сделка свяжет авиакомпании, произойдет консолидация двух отдельных СП.
"Если говорить о том, что будет дальше, то есть над чем работать. Сегодня существуют два СП. Одно - между Delta и Virgin, между США и Лондоном. И европейское СП между Air France-KLM, Alitalia и Delta, - говорит глава KLM Питер Элберс. - Фактически это два и так связанных СП. Наиболее логичным решением является слияние их в одно целое. С той целью, чтобы улучшить сервис для наших клиентов".
Как отмечает авиационный эксперт Джон Грант, консолидация серьезно не изменит расстановку сил. "Вряд ли Virgin будет развивать маршруты из Парижа или Амстердама. Мы можем увидеть, как Virgin заместит Delta Air Lines на маршрутах из Хитроу, но это не станет сюрпризом, так как подобное замещение происходит на рейсах из Атланты, Детройта и Сиэтла. Ничего особенного не произойдет".
Два крупных конкурента Air France-KLM - IAG и Lufthansa также приветствуют слияния.
"Консолидация - это хорошо. Европейский рынок слишком фрагментирован. Если посмотреть на те процессы (слияния в авиационном секторе), которые происходят в США, то здесь мы видим позитивный эффект. Это помогло отрасли", - отметил главный финансовый директор Lufthansa Ульрик Свенссон.
Что касается лоукостеров, то каждый из крупных европейских игроков имеет такую компанию. У Air France-KLM это Transavia и Hop, вскоре сюда добавится новый игрок Joon. У Lufthansa есть Eurowings, у IAG - Vueling и новая Level, которая приступила к операциям в июне. Уже сейчас к ней отмечается повышенный интерес.
Как отмечают аналитики Liberium, сегодня в целом у европейских авиакомпаний дела идут хорошо. Однако они напоминают, что из трех игроков - Lufthansa, Air France-KLM и IAG - только IAG имеет исключительно высокий, наивысший уровень финансовой устойчивости.