Минтранс России не поддерживает идею Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о возврате регулирования тарифов на услуги в портах (погрузка, разгрузка и хранение), пишут Ведомости.
ФАС хочет перейти на расчет тарифов в рублях вместо долларов, как сейчас. Антимонопольное ведомство также разработало методику расчета рублевого тарифа исходя из затрат, который позволит ограничить рентабельность стивидоров по EBITDA 20% против текущих 70% (по данным ФАС). Таким образом ведомство рассчитывает понизить транспортную составляющую в продукции и поднять Россию cо 170-го места в рейтинге Doing Business Всемирного банка (раздел "международная торговля").
В Минтрансе с таким подходом не согласны. Нужно минимизировать не стоимость услуг, а количество оказываемых услуг осмотров, досмотров товаров путем одновременного прохождения контроля, написал 1 августа заместитель министра транспорта Виктор Олерский вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Именно из-за дополнительных расходов, вызванных проведением пограничного, таможенного и иных видов контроля, Россия и занимает в рейтинге такое место, указывает Олерский.
В целом предложения ФАС приведут, по мнению Олерского, к негативным последствиям. Регулировать служба предлагает тарифы на услуги, которые обеспечивают компаниям основную выручку. В частности, переход на рублевый тариф отрежет российских стивидоров от возможности кредитоваться в валюте, а кредитование в рублях существенно дороже, добавляет Олерский. О проблемах предупреждает и S&P: переход на рублевые тарифы может создать валютные риски для компаний, имеющих долговые обязательства в валюте. Например, для НМТП, долг которого на конец 2015 года - 1,5 млрд долларов (весь - долларовый), увеличение стоимости привлечения заимствований на 1% может повлечь рост процентных расходов на 15 млн долларов в год, подсчитали в S&P.
"Если рентабельность по EBITDA будет ограничена 20%, то для НМТП рентабельность по EBIT не превысит 1%, а для Global Ports составит минус 20%", - подсчитали аналитики "ВТБ капитала". Это будет препятствовать новым инвестициям, прогнозируют аналитики.
В Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП) указывают, что прекращение развития портов также сделает бессмысленными инвестиции РЖД в развитие Восточного полигона, подходов к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна.
У ФАС финансовое положение портов не вызывает опасений. "Тарифы в последние годы устанавливались в долларах, а издержки стивидоры несли в рублях", - указывает представитель ФАС. "Исключение могут составить те порты, которые проводят агрессивную политику слияний и поглощений, а также занимаются другими финансовыми спекуляциями и для этих целей могли привлекать валютные займы. Однако мы считаем, что подобная финансовая деятельности никак не связана с обслуживанием и развитием инфраструктуры морских портов", - подчеркивает представитель ФАС.