С начала года снизились объемы перевалки промышленных навалочных грузов в портах, в частности железорудного сырья, руды и угля различных марок, что привело к профициту перегрузочных мощностей. Воспользовавшись такой ситуацией на рынке, собственники частных стивидорных компаний приступили к реализации проектов по реконструкции и капитальным ремонтам технологических линий и оборудования терминалов. Об этом пишет в колонке для ЛІГА.net генеральный директор холдинга "Портинвест" Александр Смирнов.

"Грузовладельцы ожидают, что уже в ближайшие два-три месяца частные терминалы введут в эксплуатацию дополнительные и обновленные высокопроизводительные мощности специализированных комплексов. И сервис, который будут предоставлять эти терминалы, будет отвечать сегодняшним высоким требованиям рынка портовых услуг", - отметил Смирнов.

В свою очередь государственные стивидоры начали активную работу с грузовладельцами, экспедиторами, морскими агентами по заключению договоров для загрузки своих мощностей. Это позволило увеличить качество и объемы перевалки. Так, существенно увеличены нормы погрузки судов типа capesize - 25-50 тыс. тонн в сутки, кроме того, выросла скорость оборачиваемости вагонов за счет увеличения нормативов их выгрузки, а также была организована догрузка крупнотоннажного флота в акватории портов.

Развитие как государственных, так и частных стивидоров приведет к еще большему профициту предложений по перевалке грузов в Украине, считает Смирнов: особенно для генеральных и навалочных грузов крановой технологии перевалки до 3-5 млн тонн и специализированных технологий для сыпучих грузов до 10 млн тонн. Конкуренция за грузопотоки между государственными и частными терминалами обострится еще больше. Госстивидоры смогут предложить только конкурентные тарифы, но не высокопроизводительные мощности. Исключение - тандем ГП Ильичевский МТП и ГП МТП Южный в части догрузки судов типа Capesize у причалов последнего.

Согласно статистике АМПУ по итогам 5 месяцев 2016 года, 70% объема грузов в украинских портах обрабатывают частные терминалы, 30% - государственные (год назад соотношение было 60% и 40% соответственно). Динамика усиливается за счет того, что, во-первых, на внешних и внутренних рынках сейчас очень низкий спрос на традиционные для украинских портов грузы, а во-вторых, владельцы частных стивидорных компаний быстрее запускают инвестпроекты по модернизации оборудования.

Смирнов считает, что несмотря на обостряющуюся конкуренцию, которая приводит к конфронтации частных и государственных терминалов с использованием различных механизмов давления, становление цивилизованного рынка стивидорных услуг в Украине продолжится.

"Как действовать? Во-первых, в сложной экономической ситуации, такой как сегодня, стивидорам любой формы собственности нужно находить компромиссные решения между амбициями, выгодой и следовать стратегии. Во-вторых - в сотрудничестве со всеми грузовладельцами найти рациональные решения и развиваться совместно. Цивилизованный рынок стивидорных услуг в Украине все еще возможен. Да и мировая практика показывает, что лучшего альянса чем стивидоры и грузовладельцы нет - обоим нужны устойчивая загрузка и развитие для роста", - резюмировал гендиректор холдинга "Портинвест".