В Черкасской области местная прокуратура возбудила уголовное дело по факту возможной растраты бюджетных средств девятью сельсоветами, которые сообща решили отремонтировать дорогу в районный центр Чернобай. Об этом говорится в сюжете телеканала ICTV.

Речь идет о 21-километровой дороге, полноценный ремонт которой проводился последний раз еще в советские времена. Как рассказали жители села Коминтерн, до райцентра было доехать очень сложно, так как вся дорога покрыта ямами.

В сельских советах решили воспользоваться открывшейся возможностью больше тратить средств в результате бюджетной децентрализации, утвержденной Верховной Радой более полугода назад.

"Деньги начали получать сельсоветы за счет децентрализации. Сельские бюджеты начали увеличиваться. Согласно изменениям к действующему законодательству, можно было выделять на ремонт дорог не только коммунального значения, а и местного. Мы советовались со службой автомобильных дорог. Служба автодорог предложила именно этот механизм и мы по нему шли", - рассказал председатель Чернобаевской райгосадминистрации Сергей Джоболда.

Читайте также Куратор реформы "Укравтодора" сообщил, где взять деньги на ремонт дорог

Сельсоветы приняли решения о выделении денег на дорогу, за собранную сумму рабочие успели отремонтировать 15 километров, а затем в ноябре прошлого года прокуратура возбудила уголовное дело.

В этом ведомстве считают, что сельсоветы нарушили положения законов "О местном самоуправлении" и Бюджетного кодекса, так как выделили деньги на текущий ремонт дороги вне территорий населенных пунктов. Сейчас продолжается досудебное расследование.

Главной причиной возникшей ситуации юрист Руслан Поставничий называет то, что за прошедшие девять месяцев с момента бюджетной децентрализации до сих пор не разработаны и не утверждены ряд подзаконных нормативных актов, которые бы регулировали процедуру распределения средств.

Сейчас сельсоветы ждут проверки Госфининспекции. В этом году уже ни один сельсовет района не выделил деньги на ремонт дорог, отмечается в видеосюжете.

Начальник департамента стратегического развития дорожного рынка и автоперевозок Мининфраструктуры (МИУ) Роман Хмиль прокомментировал порталу ЦТС ситуацию. "Чтобы ответить однозначно, нужно разбираться по сути - не было ли нарушений (закупка работ без тендера или что-то еще). Но само финансирование ремонтов за деньги местных бюджетов - это как раз то, на что направлено и принятие соответствующего закона, и бюджетная децентрализация - передача на места "пистолетного" акциза", - сказал Хмиль.

Читайте также Куратор реформы автодорог в Мининфраструктуры решил уволиться

Как известно, с 1 января 2015 года в Украине введен 5-процентный налог на продажу топлива на АЗС для финансирования ремонта и эксплуатации местных дорог. Как сообщал в декабре 2015 года министр Андрей Пивоварский, в январе-сентябре прошлого года местные власти получили 20 миллиардов гривен, которые по идее должны были направить на ремонт дорог. "Сколько из этого пошло на дороги? Копейки", - сетовал министр.

Логика децентрализации и реформы управления дорогами Украины заключается в том, чтобы отдать на места, как источники финансирования, так и ответственность за расходование этих средств. Местные органы власти вправе сами решать, куда тратить деньги в пределах своих населенных пунктов. А что касается более протяженных локальных дорог, то, как показывает история с "дорогой в Чернобай", ситуация до сих пор не урегулирована на подзаконном уровне.