Ожидается, что уже в 2014 году будет подписан договор о создании совместного авиапространства (САП) между Украиной и ЕС (так называемое "открытое небо"), а весной 2015 года он вступит в силу.
Все бюрократические процедуры и переговоры близятся к завершению. Что это изменит?
Пассажиры получат больше направлений для путешествий, на рынок выйдут бюджетные компании, вырастет конкуренция, снизятся цены на билеты, повысится качество обслуживания. Кроме того, начнут функционировать новые и возобновят работу заброшенные аэропорты - в Виннице, Житомире, Черкассах, Ужгороде, Луганске, Миргороде, Николаеве, Мариуполе и т. д.
Авиакомпании смогут летать в любой аэропорт Европы, получат взаимный доступ на европейский рынок внутренних авиаперевозок: например, МАУ сможет летать из Мюнхена в Париж, а европейские авиакомпании - из Киева в Симферополь. Вырастет транзитный потенциал страны. Многие украинские аэропорты превратятся в хабы, что увеличит пассажиропоток и доход от перевозок. Появится возможность осуществлять дальнемагистральные полеты через Атлантику из аэропорта "Борисполь".
Украинские аэропорты загружены не более, чем наполовину. Накануне Евро-2012 расчет делался на значительно большее количество пассажиров. 65% украинского авиационного трафика занимает аэропорт "Борисполь". Отсутствие конкуренции позволяет "Борисполю" удерживать сборы на высоком уровне. Ставка сбора для пассажира, следующего из него международным рейсом, с 2007 г. выросла с $9,1 до $17.
Еще несколько лет назад, когда на украинский авиарынок вышла первая бюджетная компания Wizz Air, вполне реально было слетать из Киева во Франкфурт с пересадкой в Катовице за 40 евро в одну строну. Сегодня стоимость билетов совсем иная.
В Украине летают мало. При населении 46 млн человек объем рынка авиаперевозок составляет 14–16 млн пассажиров в год. Для сравнения: в США с населением 315 млн человек ежегодный пассажиропоток составляет 700–800 млн пассажиров. Таким образом, у нас на одного человека приходится 0,35 авиапоездки в год, а в США - больше двух.
Одна из главных причин, почему авиатранспорт у нас до сих пор считается роскошью, - отсутствие на рынке конкуренции и лоукостов.
Основной принцип работы бюджетных авиакомпаний: минимальные цены на билеты за счет минимального набора услуг для пассажиров. Плюсы лоукостов: дешевизна - 20-30 долл, электронный билет, региональный аэропорт. Минусы - потеря времени, пересадки, трансфер в город, взимание платы за дополнительный багаж, отсутствие питания и бизнес-класса.
Насколько может подешеветь стоимость билета с приходом лоукостов? Значительно. Для примера, бюджетная Ryanair выполняет рейс из польского города Жешув (150 км от Львова) в Лондон и обратно за 1 445 грн (дата вылета: 14 августа, прилета: 25 августа). Аналогичный рейс Wizz Air из аэропорта "Жуляны" обойдется вдвое дороже. Очевидно, что цены на авиабилеты в Украине будут снижаться до европейского уровня.
Тем более, что после вполне закономерного роста пассажиропотока на 13,2% в год проведения чемпионата Европы по футболу, в первом полугодии 2013 г. аэропорты Украины сбавили обороты.
Потому открытие отечественного рынка авиаперевозок для иностранных компаний - единственный путь для их выживания и развития. А для украинских потребителей - это новый уровень сервиса и конкуренции, ведущий к снижению цен на билеты. Перелет станет повседневной услугой.