В нынешнем году портовики и железнодорожники нашли общий язык в организации перевозок между Донбассом и Бердянским морским торговым портом. Подробности корреспонденту "Магістралі" сообщил руководитель крупного предприятия, вошедшего в число лучших партнеров Укрзализныци, Константин Карнаух.

Немного статистики

Как рассказал Константин Прокофьевич, Бердянский торговый порт — единственный морской транспортный узел Запорожской области и один из украинских портов на Азовском море по переработке экспортно-импортных, транзитных и каботажных грузов. Только за девять месяцев нынешнего года грузооборот порта составил 1,35 млн т, из них 91% — экспорт, 7,3% — импорт и 1,5% — транзит.

Ежесуточно предприятие может принимать до 180 вагонов с грузами, такими как минерально-строительные материалы, уголь, кокс и чугун из Донецкой области, а также зерно и пищевые продовольственные грузы — из Запорожской. Станция примыкания — Бердянск Запорожской дирекции Приднепровской железной дороги.

— Мы располагаем обширной железно-дорожной инфраструктурой, — начал свой рассказ руководитель Бердянского морского торгового порта Константин Карнаух. — 
Это 5 км путей и пять тепловозов. На обслуживание и эксплуатацию задействовано более 60 портовых работников, обеспечивающих эффективное использование 
подвижного состава и безопасность движения. Всего же штат нашего предприятия — 1 тыс. 153 человека.

На совместных совещаниях портовики и представители стальной магистрали встречаются для решения возникающих проблем, одна из которых — сокращение тарифного расстояния между Донбассом и портом — успешно решена в январе нынешнего года. А с 1 ноября оно стало еще короче, что значительно привлекло к нам грузопотоки.

Крюк в сто километров

Дело в том, что в 90 км от Бердянска находится Мариупольский порт. Но для того, чтобы довезти грузы из Донецкого региона в Бердянск по железной дороге, клиентам нужно было переплачивать по $4—5 за каждую тонну груза из-за огромного крюка, который совершали поезда по пути в конечный пункт Бердянск. Естественно, грузоотправители старались сэкономить средства и по максимуму направить грузы в менее удаленный от них Мариупольский порт. Это затрудняло задачи нашего предприятия по выполнению годового плана погрузочно-разгрузочных работ, ведь Донбасс поставляет в Бердянский морской торговый порт ни много ни мало порядка 80% грузов.

Объясню, в чем именно состоял уже устраненный недостаток железнодорожного маршрута. Из Донецка и Луганска грузы направлялись через станцию Ясиноватая на Красноармейск, Чаплино или Запорожье, а затем через Пологи — в Бердянск. На эти лишние 100 км уходили и средства грузоотправителей, и дополнительные сутки времени за доставку груза в порт. Естественно, перевозки дорожали. Возглавив наше предприятие два с половиной года тому назад, в первую очередь я занялся железнодорожным сообщением. На тот момент эта схема перевозок уже прочно "утряслась". Однако во второй половине 2012 г. в Министерстве инфраструктуры Украины состоялось историческое для нас совещание, на котором присутствовал заместитель Генерального директора Укрзализныци Петр Науменко, хорошо знающий предмет и поддержавший предложение Бердянского порта.

Счастливый тандем

После переговоров с железнодорожниками на том совещании уже с 23 января 2013 г. 
были перенаправлены поезда по короткому и более дешевому для грузоотправителей маршруту — через станции Волноваху, Камыш-Заря и Пологи. Таким образом, клиенты сэкономили по $1,5 на каждой тонне груза и к нашему порту значительно подтянулся грузопоток. Для железной дороги это позволило высвободить дополнительный подвижной состав из-за сокращения времени доставки грузов и увеличить вагонооборот.

Но это еще не было пределом совершенства. На первом этапе, преследуя определенные коммерческие интересы железнодорожного хозяйства, руководство стальных магистралей попросило, чтобы грузы направлялись пока по такому маршруту. Мы отнеслись к этому с пониманием, поскольку "играть в одни ворота" тоже не годилось. Но следующий вариант оптимизации маршрута, предложенный нашим портом, все-таки был такой: от станции Камыш-Заря поезда доходят до станции Верхний Токмак ІІ, где перецепляется локомотив, а затем через Верхний Токмак І следуют на Бердянск. Это сулило экономию еще в $1,2. Конечный показатель переплаты наших клиентов за отклонение от Мариуполя на Бердянск уже составлял лишь $1,9, что становилось куда более приемлемо, чем $4.

Когда я еще раз постучался в дверь к коллегам-железнодорожникам с этим предложением — на сей раз к руководителю Приднепровской железной дороги, — меня приятно удивила его добрососедская позиция, основанная на экономически и технологически взвешенных суждениях.

Наша встреча дала скорый и обоюдно выгодный результат. Всего два месяца тому назад при участии первых заместителей начальников Приднепровской и Донецкой железных дорог прошел комиссионный осмотр интересующего нас участка пути, а 1 ноября по нему уже был пущен первый рабочий поезд. Отныне мы будем получать порядка 40 тыс. т чугуна в месяц только по железной дороге и только по этому маршруту. Уже в течение суток груз может прибыть из Донецка в Бердянск и быть переработанным в порту. Клиент существенно сэкономит время и деньги, а мы расширим сферу грузоотправителей. Появилась возможность заработать и у железнодорожников, занятых на участке стальной магистрали. Дополнительный грузопоток чугуна, который доставлялся в порт автомобильным транспортом, переориентирован на железнодорожный. И хотя плата грузоотправителей по сокращенному тарифному расстоянию соответственно стала меньше, железнодорожники не остались в обиде за счет существенного увеличения спроса на перевозки.

Начальник Бердянского морского торгового порта Константин Карнаух:

"Хочу выразить огромную признательность руководству и лично Болоболину С.П., Генеральному директору Укрзализныци, руководству Приднепровской и Донецкой железных дорог, Запорожской дирекции Приднепровской магистрали, а также начальнику станции Бердянск за партнерство и взаимопонимание по всем вопросам. Уверен, что с каждым годом наши дружественные узы будут укрепляться, а вместе с ними возрастет благополучие города Бердянска и Запорожского региона".

Наша справка

Бердянский морской торговый порт основан 183 года тому назад. Его площадь 30 га. Эксплуатирует он девять причалов. В планах предприятия на ближайшие пять лет — возведение одного причала с повышенной пропускной способностью и возможностью временного хранения грузов. К основным функциям, которые выполняет порт, относятся грузовые работы по перевалке внешнеторговых, транзитных и каботажных грузов, своевременное и качественное обслуживание судов транспортного флота в акватории порта и внешнем рейде. Предприятие организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров, несет аварийно-спасательные дежурства.

Постоянные и потенциальные клиенты Бердянского морского торгового порта находятся не только в Украине, но и в странах СНГ, Европы, Азии, Африки и Америки. Выгодное географическое положение, разумная тарифная политика и высокий производственный потенциал обеспечивают быструю и качественную обработку всех видов грузов. Предприятие предлагает широкий спектр услуг, соответствующих международным стандартам.