В разгар летнего сезона авиакомпания Визз Эйр Украина решила закрыть свой единственный внутриукраинский маршрут Киев (Жуляны)-Симферополь. Последний рейс в Симферополь состоится 4 июля. В самой компании прекращение полетов объясняют, среди прочего, повышением тарифов в аэропорту Симферополя. Эксперты считают, что лоукостеру просто пришлось отказаться от этого направления как наименее прибыльного.

Сборы аэропорта

Рейс в Симферополь был открыт летом 2008 года, в 2011 году Визз Эйр стала обслуживать линию только в период летнего расписания. Маршрут из Киева в Симферополь был единственным внутренним рейсом авиакомпании. С июля 2013 года Визз Эйр откорректирует расписание рейсов по коммерческим причинам, а именно - из-за повышения цены на обслуживание в аэропорту Симферополя. "Рейс Киев-Симферополь станет частью этих изменений. Кроме того, на некоторых рейсах будет изменена частота перелетов (например, Киев-Вильнюс и Киев-София)", - сообщили корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ в Визз Эйр.

В авиакомпании добавили, что не получили еще ряд направлений, на которые были поданы заявки еще в начале года. В связи с этим поставка четвертого самолета для Визз Эйр Украина была перенесена на октябрь 2013 года, и авиакомпания вынуждена откорректировать летнее расписание, начиная с июля. 

В аэропорту Симферополь уверяют: тарифы на обслуживание самолетов на протяжении года оставались неизменными. "Сборы за обслуживание самолетовылетов, пассажиров и багажа остались прежними по сравнению с летним сезоном 2012 и не были повышены ни на копейку. Для повышения качества обслуживания авиакомпаний и сервиса для пассажиров в летний сезон 2013 были введены дополнительные услуги, которые аэропорт Симферополь оказывает по запросу авиакомпаний", - рассказала корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ Валентина Бутинец, начальник комплекса наземного обеспечения полетов ПАО "Международный Аэропорт "Симферополь". 

Представитель аэропорта добавила, что основные ставки аэропортовых сборов, такие как сбор за взлет-посадку, парковку воздушных судов, авиационную безопасность, пассажирский сбор регулируются приказом Министерства инфраструктуры Украины. Структура других ставок аэропортовых сборов формируется согласно международной практике, а также рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Международной ассоциации авиационных перевозчиков (ИАТА). 

Валентина Бутинец заверила, что аэропорт Симферополь не собирается увеличивать сборы в летний сезон 2013. Более того, для перевозчиков, которые будут продолжать полеты в зимний период, будет снижена стоимость обслуживания пассажиров и багажа для стимулирования выполнения круглогодичных перевозок.

Политика или рентабельность

После заявления о приостановке Визз Эйр рейсов в Симферополь на рынке появились слухи, что авиакомпании якобы пришлось отказаться от выгодного маршрута под давлением  конкурентов, близких к власти.  По словам председателя Меджлиса крымскотатарского народа Мустафы Джемилева, новым собственником аэропорта Симферополь стал старший сын президента Украины Виктора Януковича - Александр (в компании МАКО, подконтрольной Александру Януковичу, эту информацию официально опровергли). Компанию Эйр Оникс, которая также выполняет рейсы в Симферополь, связывают с семьей премьер-министра Украины Николая Азарова. 

Эксперт центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк не видит политической подоплеки в решении Визз Эйр. По его мнению, после расширения сети полетов компании Визз Эйр просто не хватает флота для обслуживания всех рейсов. Поэтому лоукостер вынужден закрывать менее выгодные маршруты. "Визз Эйр как раз в июле расширяет сеть полетов. Учитывая, что четвертый самолет они получат не в июле, как планировалось изначально, а в октябре, приходится оптимизировать сеть. И направление Киев-Симферополь, видимо, одно из наименее выгодных для них", - говорит Вадим Слободянюк. Он считает, что у компании  не было особого конкурентного преимущества на этом маршруте: "Да, есть низкая цена (минимальная цена 519 грн. по сравнению с 750 у конкурентов, - ред.), но по ней продавался минимум мест. Также нельзя забывать о не самом удобном расписании полетов, по сравнению с другими авиакомпаниями (вылет в Симферополь из Киева в 06:05, прибытие 07:30, а в обратном направлении - вылет в 08:05, прибытие - в 09:35, - ред.)".

Вряд ли компанию отжимают с рынка искусственно, считает эксперт. "По этому маршруту летает много авиакомпаний, и никаких ограничений им не ставят, - говорит он. - Просто Визз Эйр, как правило, интересны направления протяженностью 1500 км и больше - так они работают во всем мире. Количество же внутренних маршрутов у них минимально. Внутренние перелеты для Визз Эйр - это больше имиджевый момент. Изначально компания приходила в Украину с заявлениями о желании развития сети внутренних полетов. И первые полгода работы они летали только на внутренних рейсах, а сейчас закрывают свой последний внутренний рейс". 

Авиакомпании всегда находит оправдания при закрытии невыгодных маршрутов, говорит Слободянюк: "Это нормальная практика. Например, когда Визз Эйр закрывал направление Киев-Одесса, это объяснялось плохим качеством взлетно-посадочной полосы". (Напомним, сама авиакомпания пояснила отсрочку поставки нового самолета как раз проволочкой властей, не спешащих рассматривать ее заявки на новые маршруты) 

Кто остался

Сейчас авиакомпания Визз Эйр совершает рейсы в Симферополь по средам, пятницам и воскресеньям. Если заказывать билет сегодня (18 мая) стоимость билета в один конец в период с 28 июня по 4 июля (последний день полетов Визз Эйр по этому направлению) составит от 519 грн. 

По данным аэропорта Симферополь, в расписании на летний период 2013 запланированы внутренние рейсы таких перевозчиков как: Международные Авиалинии Украины (МАУ), Эйр Оникс, Ют Эйр Украина, Хорс.

Стоимость билета по маршруту Киев-Симферополь авиакомпании МАУ (на период с 28.06 по 04.07) стартует от $96,40 (770,53 грн.); авиакомпании Эйр Оникс - от 811,78 грн., авиакомпании Ют Эйр Украина - от 823 грн., авиакомпании Хорс - от 776 грн (спецпредложение).