"Международные авиалинии Украины" (МАУ) — крупнейший украинский авиаперевозчик — снова стали прибыльными. После нескольких лет убыточной деятельности компании удалось заработать 26 млн грн чистой прибыли в 2012 году. Это стало возможным после того как "АэроСвит" и МАУ прекратили конкурировать между собой, объясняют эксперты.

По итогам 2012 года авиакомпания "Международные авиалинии Украины" получила 26 млн грн чистой прибыли, говорится в опубликованном на прошлой неделе в системе раскрытия информации НКЦБФР отчете перевозчика по украинским стандартам бухучета. Для сравнения, в 2011 году чистый убыток МАУ достиг 418 млн грн. 

Последний раз МАУ получили прибыль в 2009 году — тогда она сократилась в 2,2 раза, до 7,9 млн грн, хотя до этого перевозчик все время увеличивал свои показатели. Авиакомпания стала убыточной незадолго до приватизации. По итогам 2010 года компания получила чистый убыток в размере 188,5 млн грн. А в начале 2011 года Фонд госимущества продал 61,6% акций МАУ компаниям, совладельцем которых был, в частности, Арон Майберг. Перевозчик объяснял плохие показатели затянувшимся кризисом на авиарынке и значительными инвестициями в развитие компании. Но после приватизации МАУ и вовсе прекратили публиковать публичные финансовые отчеты. 

Получить комментарий авиаперевозчика вчера не удалось. Ранее, публикуя предварительные финансовые результаты, в пресс-службе МАУ отмечали, что "несмотря на незначительную прибыль, финансовые результаты 2012 года не позволили МАУ полностью решить вопросы ликвидности и перекрыть накопленные убытки прошедших лет". В МАУ отметили тогда, что опубликуют окончательные финрезультаты после завершения аудита компанией Deloitte & Touche USC. 

Показатели МАУ стали постепенно улучшаться только в I полугодии 2012 года. По данным ИК Concorde Capital, убыток компании от операционной деятельности сократился на 46% (до 136,3 млн грн), кредиторская задолженность выросла на 4,7% (400,8 млн грн), задолженность перед банками — на 53% (310,7 млн грн). "В прошлом году перевозчик прекратил конкурировать со своим главным "врагом" — авиакомпанией "АэроСвит", а с лета прошлого года, после того как совладельцем МАУ стали аффилированные с Игорем Коломойским структуры, "АэроСвит" и вовсе стал работать в пользу МАУ (подробнее об этом см. "Ъ" от 16 января.—"Ъ")",— объясняет источник "Ъ", знакомый с ситуацией в МАУ и "АэроСвите". Благодаря партнерству с "АэроСвитом" МАУ смогли получить большинство направлений перевозчика перед его банкротством. В результате в 2012 году МАУ перевезли 2,8 млн пассажиров, увеличив перевозки на 33%. 

В этом году МАУ останутся прибыльными, несмотря на большие инвестиции в новые направления и лизинг новых самолетов, уверен независимый эксперт Александр Ланецкий. "Компания осталась без основного конкурента, увеличивает перевозки пассажиров и повышает загрузку самолетов. Для МАУ сейчас выгодное время для развития",— отмечает он. 

Источник "Ъ" в МАУ рассказывает, что изначально в авиакомпании не планировали публиковать финотчет за 2012 год на сайте раскрытия информации НКЦБФР. "Но после краха "АэроСвита" перевозчику необходимо показать многочисленным поставщикам услуг и финансовым партнерам, что компания надежная и прибыльная. Партнеры стали более осторожными",— предполагает господин Ланецкий. 

Елена Синицына

Как изменились доходы МАУ в прошлом году

Чистый доход МАУ от реализации услуг составил в 2012 году 3,7 млрд грн (+22,5%), а валовая прибыль увеличилась до 339,92 млн грн (в 2011 году у компании было 92,23 млн грн убытка). Если в 2011 году операционный убыток МАУ достиг 377,2 млн грн, то по итогам прошлого года перевозчик зафиксировал 54,2 млн грн прибыли. Увеличился долг компании: кредиторская задолженность МАУ выросла с 377,4 млн грн в 2011 году до 382,6 млн грн в прошлом. Краткосрочная задолженность перед банками сократилась со 134 млн грн, до 2,4 млн грн, но появилась задолженность по долгосрочным обязательствам — 11,2 млн грн. 

Суд взыскал с МАУ 13 млн грн долга за аренду Ан-148

Хозяйственный суд Киева 24 апреля удовлетворил иск о взыскании с авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) 13 млн грн долга в пользу госпредприятия "Антонов" и Минпромполитики, сообщили в пресс-службе прокуратуры Центрального региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере. Компания задолжала "Антонову" за аренду региональных самолетов Ан-148 в 2012 году. Общий долг составлял 18,6 млн грн, из которых 5 млн МАУ добровольно перечислили "Антонову" во время рассмотрения дела в суде.