Сходненский тупик, дом 4 – типовая пятиэтажка за железной дорогой неподалеку от метро "Тушинская". Место с историей: в конце 1990-х годов собственником здания стал предприниматель Анатолий Шер, а на заре нулевых его с помощью поддельных документов отобрал бывший арендатор Максим Грицай. Шер судился много лет, а в декабре 2011 года погиб при невыясненных обстоятельствах. "Я дальше судиться не стал, я его боюсь", – рассказывал мне несколько лет назад Павел Савин, сын Шера.

Бояться Грицая стоило. С его позволения дом в Сходненском стал штаб-квартирой неонацистской организации "НСО-Север", обвиняемой в 27 убийствах на национальной почве. Сейчас большинство ее участников в тюрьме, а здание сдается под офисы. Кроме реальных фирм здесь "прописано" несколько сотен однодневок – не ведущих фактической деятельности компаний, которые используются для ухода от налогов и мошеннических схем.

Я поднимаюсь на пятый этаж, в комнату 532. Если верить документам, именно здесь расположился офис компании "Сетьстройэнерго" – одного из крупнейших подрядчиков ОАО "Российские железные дороги", получившего по тендерам 15 млрд рублей. Табличка с названием висит на двери, но по ту сторону – тишина. "Зря стучитесь, их здесь вообще не бывает", – бросает проходящий мимо сотрудник фирмы из соседней комнаты. Ранее корреспонденты Reuters не смогли найти еще двух крупных поставщиков госмонополии – "МПЦентр ЖАТ" и "Транссервисавтоматику".

Это не уникально: компании, получающие от РЖД многомиллиардные суммы, часто неуловимы. У них нет ни сайтов, ни телефонов, их невозможно найти по адресу из государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). И, как показывает расследование Slon, за многими фирмами стоят одни и те же люди.

Далее читайте на сайте первоисточника