Как заявил на прошедшем в минувший четверг заседании правительства министр финансов Антон Силуанов, впервые для развития инфраструктуры начнут использовать средства Фонда национального благосостояния. Новые инфраструктурные проекты должны дать дополнительный толчок к росту экономики.
"Мы начинаем размещать средства нашей подушки безопасности, ФНБ, в инфраструктурные проекты, которые потом будут возвращаться в Фонд национального благосостояния. Эти средства будут приносить нам доход более высокий, чем сейчас мы имеем, и работать одновременно на нашу экономику, то есть здесь мы убиваем двух зайцев: и экономику поддерживаем, и с большей доходностью размещаем эти средства", - сообщил Антон Силуанов.
Во всем мире проекты подобного масштаба осуществляются в основном при финансировании государством. Глава РЖД Владимир Якунин уточнил масштабы госучастия в строительстве новой магистрали. «Существующие модели и все реализованные модели в мире подразумевают 70-процентное финансирование государством в том или ином виде. Это могут быть деньги бюджета, деньги пенсионных резервов или фондов, в том числе фонда национального благосостояния, если мы говорим о России. Финансовая модель должна быть еще доработана, но без участия государства финансовая модель нереализуема», - отметил глава РЖД.
По расчетам Минфина, к концу 2016 года объем Резервного фонда составит 3,7 трлн. рублей, что на 1,095 млн больше, чем сейчас. Еще в июне президент России Владимир Путин анонсировал несколько крупных инфраструктурных проектов. Выступая на Петербургском экономическом форуме, глава государства предложил направить средства ФНБ на модернизацию Транссиба, создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань и расширения БАМа.
По проектным расчетам, общий объем финансирования расширения Транссиба и БАМа до 2018 года составит 562 млрд рублей. Из этих денег 300 млрд рублей могут быть привлечены за счет инвестпрограммы РЖД, а 260 млрд рублей должны быть компенсированы за счет бюджетных источников.
По мнению экспертов, инвестиции в столь масштабные инфраструктурные проекты необходимы и окупаемы для страны: проекты помогут сделать доступными для товаров и людей огромные по протяженности территории, повысят мобильность населения и производительность труда, создадут дополнительные рабочие места. Так, по оценкам министра транспорта Максима Соколова, в результате реконструкции БАМа и Транссиба объем грузопотока увеличится на 55 млн тонн (то есть минимум на 50%). По его словам, удешевление перевозок в свою очередь положительно скажется на конечной стоимости товаров для потребителей. Европейский опыт показывает непосредственную взаимосвязь между вводом в эксплуатацию высокоскоростных магистралей и ростом туризма. Так, с запуском ВСМ между Малагой и Барселоной в январе 2009 году туристический поток в Малагу вырос на 25%.
Строительство ВСМ приводит к созданию новых возможностей в бизнесе для людей и компаний, созданию дополнительных рабочих мест, повышению производительности труда. Наглядным примером служит также французский город Лилль, находящийся на пересечении маршрутов ВСМ Лондон - Париж и Лондон - Брюссель. Еще недавно он являлся одним из депрессивных городов с высокими показателями безработицы. В настоящий момент благодаря запуску ВСМ Лилль является третьим по значимости финансовым и торговым центром Франции.
По словам ведущего эксперта "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, постоянно растущий спрос на услуги поезда "Сапсан" тоже доказывает верность выбранного пути и необходимость создания сети высокоскоростных пассажирских перевозок в России. "С начала его эксплуатации 17 декабря 2009 г. на начало лета 2012 г. было перевезено 6 млн пассажиров, средняя заполняемость его на маршруте Москва – Санкт-Петербург составила порядка 90%. То есть очевидно, что высокоскоростные магистрали нужны стране", - отмечает эксперт.
Аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева считает, что в ходе реализации проекта будут увеличены и грузоперевозки — это, по ее мнению, может стать стимулятором экономического роста РФ. "Модернизация БАМа и Транссиба также необходима для укрепления позиций России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона", - говорит она.
Аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов уверен, что финансирование трасс решает не столько задачу уменьшения стоимости товаров для потребителей, сколько увеличения пропускной способности "узких" мест. "Расширение БАМа и Транссиба повлияет на пропускную способность, увеличит экспорт. На стоимость товаров в России это не повлияет, так как у РЖД существует свой тариф — бенчмарк — который индексируется в соответствии с инфляцией и не зависит от объема перевозок", - поясняет эксперт. "Если мы говорим про грузовые перевозки (БАМ и Транссиб), то из-за расширения дорог произойдет и расширение этого узкого места – сейчас инфраструктура не справляется с тем количеством вагонов, которые идут в дальневосточном направлении. С этой точки зрения позитивный эффект очевиден", - отмечает он.
Напомним, когда поступило предложение финансировать из средств ФНБ в инфраструктурные проекты, Владимир Путин предложил привлечь к работе над ними независимого финансового консультанта. "Подчеркну, необходимо детально структурировать организационную схему модернизации Транссиба и БАМа. Внимательно просчитать окупаемость проекта, возвратность инвестиций и сроки их возврата. Предлагаю привлечь к этой работе независимого финансового консультанта, которого на конкурсной основе выберет правительство РФ", - заявлял глава государства.
Теперь, по словам источника в правительстве, к реализации проектов почти все готово. Бюджет 2014 даст возможность приступить к инфраструктурному спасению экономики страны.