В 2013 году Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) намерен уменьшить выпуск грузовых вагонов на 27,13% против 2012-го, или на 3 тыс. единицы, до почти 8,1 тыс. штук. Об этом заявил председатель правления предприятия Евгений Хворост. Такие "понижательные планы", по его словам, обусловлены насыщением рынка грузовыми вагонами.

Взамен завод планирует существенно нарастить выпуск пассажирских вагонов, что способно компенсировать спад в производстве грузовых вагонов, превалирующем ныне для КВСЗ.

Груз проблем

"Уменьшение выпуска грузовых вагонов — как на КВСЗ, так и в целом в отрасли (в I квартале 2013 года украинские вагоностроители сократили выпуск грузовых вагонов на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го — до 7,8 тыс. единиц) — спровоцировало несколько факторов. Основной из них связан с рынком грузоперевозок. Значительная часть последних приходилась на перевозку сырья (уголь и железная руда), а также металлургической продукции, в производстве которой наблюдается в лучшем случае стагнация", — комментирует исполнительный директор Kreston GCG Олег Кузнецов. Слова эксперта подтверждает и статистика "Укрзализныци" (УЗ), по данным которой в январе-марте 2013 года железные дороги страны сократили перевозки грузов во внутреннем сообщении на 4,5% по сравнению с I кварталом 2013-го — до 49,8 млн. тонн.

Схожие тенденции наблюдаются и в России, куда поставляется около 80% полувагонов, произведенных на украинских заводах. Так, в 2011-м на российский рынок было поставлено почти 39 тыс. грузовых вагонов из Украины, или 88% от всего украинского экспорта по данной категории товаров. Но уже в минувшем году эти объемы и соотношения существенно снизились; в 2012-м в РФ украинские предприятия отправили 25,8 тыс. грузовых вагонов (63% в отраслевом экспорте).

Российское правительство все чаще указывает на излишек грузовых вагонов в стране. И, начатые несколько лет назад мероприятия по обновлению их парка (в 2009 году РЖД закупили почти 8,1 тыс. грузовых вагонов) в РФ постепенно сворачиваются. "Избыточное число вагонов — одна из причин снижения скорости движения на РЖД", — заявлял в конце 2012 года российский министр транспорта Максим Соколов. Наряду с этим существуют и формальные требования к качеству литья и самих вагонов, из-за несоблюдения которых сбыт продукции украинских заводов в России несколько раз приостанавливался.

Наконец, один из главных в Украине заказчиков продукции вагоностроителей — в лице государства — также сократил планы на закупку. В профильном ведомстве сочли возможным нарастить усилия в сфере ремонта старого подвижного состава, корректируя намеченные ранее объемы закупок нового. Так, в средине мая министр инфраструктуры Владимир Козак сообщил на пресс-конференции, что в 2013-2014 годах "Укрзализныця" планирует закупить восемь тысяч грузовых вагонов на средства Европейского банка реконструкции и развития; на эти закупки понадобится $62,5 млн. Хотя еще в 2012-м в "УЗ" планировали за те же два года обновить парк подвижного состава десятью тысячами грузовых вагонов.

Без потерь?

По данным самого КВСЗ, в январе-апреле 2013-го здесь уменьшили выпуск грузовых вагонов на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го — до 2,4 тыс. единиц. В то же время выпуск пассажирских вагонов вырос почти в два раза — с 18 до 33 единиц. В целом по году предприятие, по информации Центра транспортных стратегий, планирует в нынешнем году увеличить объем выпуска пассажирских вагонов на 92% — до 119 единиц.

Для Крюковского ВСЗ постепенное увеличение в структуре прибыли доли от выпуска и продаж пассажирских вагонов является основной стратегической целью. За несколько лет планируется уровнять в структуре доходов прибыли от пассажирских и грузовых вагонов, отмечают эксперты.

Представитель Kreston GCG утверждает — несмотря на существенное сокращение производства грузовых вагонов на предприятии, по завершении 2013-го финансовый результат КВСЗ не должен существенно измениться в сравнении с 2012-м. По итогам последнего Крюковский вагоностроительный завод получил чистую прибыль почти в 771 млн. грн., повысив данный показатель на 20% относительно 2011 года.

Во-первых, перечисляет свои доводы эксперт, на предприятии уже начали осуществлять масштабную программу ремонта вагонов метро. В марте Крюковский вагонзавод получил первый состав от Киевского метрополитена для модернизации; общий контракт для предприятия на модернизацию 95 вагонов составляет 960 млн. грн.

Во-вторых, отмечает Кузнецов, в последние месяцы наблюдается повышение спроса на пассажирские вагоны и локомотивы. "Эта продукция — куда более выгодна по сравнению с производством грузовых вагонов", — говорит он.

Старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко отмечает, что в первом случае речь может идти о 20% рентабельности против 10% в "грузовом сегменте" вагоностроения.

По мнению Андрейченко, по итогам 2013 года всю отрасль ожидает 30%-ное уменьшение объемов выпуска грузовых вагонов. Этот процент мог быть и больше, но производители грузовых вагонов приняли соответствующие меры для уменьшения падения производства (вместо полувагонов, которые являются наиболее востребованными, заводы начали выпускать хопперы). Такая тенденция не повлечет за собой ни консервации, ни сокращения производственных мощностей, поскольку в течение двух-трех лет спрос на этот вид продукции должен восстановиться. А потому, заключает эксперт, тактическая задача КВСЗ и других заводов украинского вагоностроения заключается в том, чтобы пережить этот период с наименьшими потерями. И "пассажирский" продукт в этом деле будет явно не лишним.