Cоглашение об ассоциации Украины с ЕС несет немало изменений и в области транспорта - в первую очередь по авиаперевозкам, но в перспективе и по железным дорогам, и по автомобильным. «Вести» разбирались с главными из них.

АВИАТРАНСПОРТ: БОЛЬШЕ РЕЙСОВ И МЕНЬШЕ ЦЕНА

Подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина постепенно присоединяется к общему авиапространству (ОАГІ), в которое входят все страны - члены ЕС. Сейчас текст Соглашения по ОАП согласовывается, окончательно его могут утвердить в конце 2013 года, и в течение следующего года он вступит в силу. Как объяснили нам в Мининфраструктуры, присоединение к ОАП означает в первую очередь снятие ограничений по назначению рейсов между городами Украины и ЕС. То есть количество рейсов должно увеличиться - наши авиаперевозчики смогут летать в те города, куда еще не летают, а на наш рынок могут зайти крупнейшие бюджетные авиакомпании Европы (лоу-косты).

По здравому разумению это должно привести к падению цен. «Пассажиры выиграют в том, что у них появятся новые маршруты, следствием этого станет усиление конкуренции, и, как результат, понизятся цены на билеты, - считает редактор сайта avianews. com Александр Мироненко. - Плюсы для авиакомпаний: будет снято квотирование на маршрутах, что позволит авиакомпаниям открывать дополнительные рейсы. Для этого не нужно будет выбивать разрешения от наших авиавластей, а нужно будет договариваться сразу с аэропортами о слотах (временных промежутках, когда можно летать). Выиграют и аэропорты: увеличение числа игроков и рейсов выльется в увеличение трафика, что поднимет доходы аэропортов».
Уже сейчас компания Wizz Аіr Украина рассматривает возможность увеличения количества рейсов из городов Украины (не только из Киева, но и из Львова и Донецка) за границу.

После подписания Соглашения к нам могут зайти крупнейшие европейские лоу-косты. Так, летом этого года Мининфраструктуры провела переговоры лоу-костом easyJet, который рассматривает возможность открытия прямых рейсов в Украину в следующем году. Также начаты переговоры с авиакомпанией Airberlin, которая планирует выполнять рейсы по воздушной линии «Берлин - Киев». Переговоры с авиакомпанией Ryanair (крупнейший лот-кост были начаты несколько лет назад на уровне Кабмініа. Компания получила поддержку правительства. Сейчас авиакомпания согласовывает коммерческие аспекты обслуживания с соответствующими аэропортами.

С другой стороны, эффект от ОАП не стоит переоценивать.

«Тот же Ryanair часто ставит жесткие условия аэропортам и властям регионов, требуя значительных скидок и бесплатной рекламы в обмен на подвоз туристов, - говорит Александр Мироненко. - Готовы ли наши аэропорты на такое? Из предыдущих заявлений руководства воздушных гаваней ясно, что не совсем. В принципе, лоу-косты могли летать к нам и раньше. Многие летали, но перестали из-за сильной конкуренции и малых объемов рынка. Так что вряд ли рейсов станет намного больше. Это первое. Второе - не стоит ожидать, что подешевеют маршруты внутри Украины. Wizz Air может летать внутри страны, но неоднократно открещивалась от этого, закрыв последний внутренний рейс «Киев - Симферополь» летом этого года в разгар сезона. Lufthansa, Air France или Ryanair тоже не будут летать внутри Украины. Им это неинтересно. Ситуацию может изменить только развитие экономики Украины, рост зарплат населения. Тогда увеличатся объемы перевозок, и внутренними маршрутами заинтересуются лоу-косты со 180-местными самолетами. Пока же летают в основном люди, для которых нет особой разницы: 500 грн или 2000 грн. Если им необходимо лететь, они полетят за любые деньги.

С тем, что существенно количество полетов не увеличится, согласен и первый замглавы Госавиаслужбы Украины Александр Гречко. «Мы, конечно, открыты для всех, но у нас нет такого количества пассажиров. Рынок авиапассажиров в Украине очень маленький. Поэтому резкого увеличения полетов не произойдет», - говорит Гречко.

По его словам, после подписания Соглашения Украина будет обязана в авиаперевозках перейти на общие стандарты с ЕС. «Это коснется всего - прохождения контролен, требований к бортпроводникам, пилотам, самолетам, аэродромам, качеству обслуживания пассажиров. Уровень подготовки специалистов мы будем повышать. Только для бортпроводников это книга на 200 страницах, где .кроме знания языков, требования как открывать дверь, например. Отдельные требования - к качеству самолетов, салонам. Старых самолетов у нас уже не будет. Кроме того, отдельные требования к терминалам. Сейчас в Украине европейским требованиям соответствуют аэропорт «Борисполь», международные аэропорты во Львове, Харькове, Донецке, Симферополе», - говорит Гречко.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ОТДАДУТ ЧАСТНИНАМ?

Само по себе Соглашение с ЕС не приведет к быстрым переменам в нашей самой проблемной отрасли транспорта - на железных дорогах. Так, например, не подтвердились упорные слухи о том, что мы должны будем переходить на европейскую ширину колеи (1435 мм). В Мининфраструктуры нам подтвердили, что этого не будет, так как это потребует значительных капиталовложений с перекладыванием всех главных путей протяженностью более 30 тыс. км (стоимость работ - более 120 млрд грн). Кроме того, основной грузооборот в межгосударственном сообщении осуществляется между государствами, где ширина колеи составляет 1520 мм.

Не расширится и железнодорожное сообщение между ЕС и Украиной из-за низкого качества нашего подвижного состава.
«Наши вагоны не ходят в Германию и другие страны ЕС, потому что они не соответствуют евростандартам. Наши маршруты 29. 30 «Киев - Берлин» отменили, они ходят только до Праги, а потом идет сцепка, а наши локомотивы вообще ходят только до границы. Что касается оборудования вагонов - в Европе, например, жесткое требование - обогревать только электричеством, а наши поезда обогревают и дровами, и углем. В обшивке вагонов в Европе не используют быстро воспламеняющийся пластик, например. А у нас он сплошь и рядом, зато подешевле. Обязательно должна быть вытяжка в вагонах, кондиционер. У нас еще есть поезда, где это отсутствует.

Особые требования и к проводникам», - говорит член Общественного совета Мининфраструктуры Михаил Харечко.
В то же время стратегический курс на Европу «Укрзализныцю» в стороне не оставит. ЕС уже давно требует от Украины реструктуризировать эту монополию в обмен на кредиты для ее модернизации (иначе не дадут, а, значит, не будет и средств на обновление вагонов). В исполнение этих требований в 2012 году был подготовлен законопроект о создании на базе УЗ акционерной компании «Украинские железные дороги» со 100% госсобственностью. В перспективе пассажирские и грузовые перевозки хотят разделить. Последние отойдут частным компаниям, а пассажирские сделают рентабельными за счет повышение цен. Правда, цены для этого придется поднять...

Впрочем, учитывая болезненность этих шагов, реформы 15 отрасли - дело неблизкое. Не ближайшего года точно.