За три года работы губернатором Днепропетровщины Александр Вилкул стал настоящим государственным деятелем. 38-летний вице-премьер назубок помнит несколько десятков реализованных им проектов, с пиететом упоминает имя президента, уходит от конкретных ответов на неудобные вопросы. Единственное, что напоминает о том, что Вилкул прошел менеджерскую школу на предприятиях Рината Ахметова (до 2006 года он был гендиректором Северного и Центрального ГОКов) – лексикон. "Я драйвлю проектами", – говорит Вилкул. Ниже – блиц-ответы вице-премьера на несколько самых актуальных вопросов в подотчетной ему сфере.
– Правительство Украины вошло в клинч с МВФ по поводу тарифов на услуги ЖКХ. У вас есть понимание, какими должны быть тарифы и как должна работать система жилищно-коммунального хозяйства?
– Мы находимся на этапе разработки четкой целевой стратегии и методов ее реализации. Когда будет разработан операционный план, мы обязательно о нем сообщим. Много вопросов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством, с реализацией конкретных проектов, с проведением Евробаскета (чемпионат Европы 2015 года по баскетболу. – Forbes), с реализацией национальных проектов, транспортом, инфраструктурой. Все они детально отрабатываются. Я считаю, что нельзя говорить о чем-то одном, вырванном из контекста. Нужно говорить о стратегическом видении, шагах, которые необходимо сделать.
– Как вы оцениваете ситуацию с "АэроСвитом" и встречались ли вы с собственниками компании?
– Ситуация с "АэроСвитом" не должна повториться. Правительство приняло эффективные меры. В течение буквально нескольких дней были вывезены пассажиры, находящиеся в иностранных аэропортах. Я лично координировал эту работу. Плюс произошло достаточно большое замещение рейсов других авиакомпаний. За январь пассажиропоток, прошедший через украинские аэропорты, несмотря на кризис "АэроСвита", увеличился на 3% по сравнению с январем 2012-го. Просто потому, что были найдены замены маршрутам. Это были UTAir, МАУ, другие перевозчики. Итого: кризис был достаточно быстро локализован, люди вывезены. И вы знаете, что компания "АэроСвит" извинилась за эту ситуацию. Мы настаиваем на возврате денег пассажирам, и "АэроСвит" сегодня этим занимается.
Я возглавляю рабочую группу по выработке государственной стратегии развития авиационной отрасли. Цель – повысить конкуренцию и предотвратить подобную ситуацию. Мы должны отрабатывать механизмы, чтобы повысить конкурентность, снизить цены на билеты.
– В Украине могут появиться новые перевозчики?
– Увеличение конкуренции на рынке авиаперевозок – это один из механизмов решения данной проблемы.
– Вы все-таки общались с Коломойским?
– Я общался с топ-менеджерами "АэроСвита", МАУ, других авиакомпаний, с Игорем Валерьевичем Коломойским. Наша задача была локализовать проблему и быстро найти пути решения. Считаю, правительству это удалось сделать. Буквально за несколько дней вопрос был решен. Пострадавшие пассажиры ведь были по всему миру. Поверьте, решить этот вопрос было очень нелегко.
– Почему "АэроСвит" стал неплатежеспособным?
– Менеджмент и собственники компании объясняют это экономическими проблемами.
– Вы считаете, что это правда?
– Давайте я не буду давать характеристики или ярлыки вешать. Сейчас необходимо увеличивать конкурентность в отрасли. Давать возможность увеличивать число направлений не только из Киева, но и региональных аэропортов.
– Какие новые нормы регулирования возникнут в авиационной отрасли?
– Я являюсь убежденным приверженцем механизмов рыночного регулирования.
– Осенью 2012-го были выделены 767 млн гривен Крюковскому вагоностроительному заводу на строительство высокоскоростных поездов. Это значит, что поезда Hyundai снимут с рейсов?
– У Украины, как и у всего мира, нет другого пути, кроме как перевозить пассажиров скоростными поездами. В Европе 95% пассажирских перевозок происходят поездами класса "интерсити" (скорые поезда дальнего следования. – Forbes). Ночные поезда тоже есть в небольшом количестве, но билеты на них намного дороже, чем на самолет. Поэтому, правильное ли направление скоростные перевозки? Правильное. Будет ли по нему развиваться Украина? Будет.
Задача "Укрзалізниці" состоит в том, чтобы приобретенные 10 поездов Hyundai работали и десятилетиями служили людям. В январе были определены основные технологические недостатки, которые проявились из-за того, что не были проведены зимние испытания. Но это было и невозможно сделать в период подготовки к Евро-2012. В "Укрзалізниці" определили 5-6 проблем, по каждой из них есть понятный график ее устранения. В январе была только одна существенная задержка поезда Hyundai во Львове, при том что за этот период было совершено более 1000 рейсов.
– Зачем было воссоздано Минпромполитики, которое возглавил ваш коллега по Южному и Центральному ГОКам Михаил Короленко?
– Я считаю, что решение главы государства о восстановлении Министерства промышленной политики – абсолютно эффективное. Украина – страна промышленная, необходима координация развития промышленности, разработка и реализация планов в каждой отрасли – начиная от судостроения, авиастроения, заканчивая сельским и горно-металлургическим комплексом. Нужна четкая стратегия, план действий, менеджмент, который будет постоянно фокусироваться на данном вопросе. Поэтому создание министерства – очень эффективное решение.
– Почему же президент закрыл министерство в 2010 году? Эксперимент не удался?
– Повторюсь: это эффективное решение нашего президента.